Слово в движении. В Московском Политехе “оживили” черновики Пушкина.

К очередной годовщине со дня рождения великого русского поэта научный коллектив Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета подготовил электронное издание “Видеотекст”, с помощью которого можно увидеть, как Пушкин создавал свои великие произведения. Разработка позволят “оживить” черновики при помощи современных цифровых технологий, представив творческую историю текста в мультимедийном формате.
Наследие писателей-классиков не только опубликованные произведения, но и огромные объемы их черновиков, ранних редакций и вариантов. Они заботливо сохранены потомками, но совершенно незнакомы читателю. Политехникам пришла мысль не просто перевести тексты в цифровой формат, чтобы познакомить их с широким кругом читателей, но и привести их в движение на странице, показывая развитие авторской мысли. Проект “Видеотекст” позволяет отследить изменения текста на всех стадиях его создания с помощью компьютерной анимации.
Программа визуализирует переход от замысла текста к окончательной редакции в процессе непрерывного чтения. Читатель может наблюдать и осмысливать текст не как застывший результат или готовое произведение, а как живой организм, как будто он работает над текстом вместе с автором. При этом динамическая форма представления текста адаптирована к особенностям читательского восприятия. Этапы правки представляют собой дискретные текстовые слои, которые запускаются по команде пользователя. Читатель получает возможность сконцентрировать внимание на любых заменах и правках на каждой ступени создания текста, следить за динамикой мыслительного процесса. В текст вводится новое измерение, позволяющее читать не только “вперед”, но и “вглубь”.
“Проект “Видеотекст” особенно актуален на волне всеобщего интереса к механизмам человеческого мышления, достаточно вспомнить хотя бы популярность сериалов “Обмани меня” и ”Шерлок”, — говорит аспирантка ВШПиМ Екатерина Хомякова. — Культура практически всегда требует от автора готовый продукт, законченное высказывание, оставляя в тени всю предшествующую работу, которая играет порой более важную роль в понимании замысла. При этом многие писатели относятся к тексту как к живому развивающемуся организму, а не как к застывшему раз и навсегда артефакту”.
Идея создания проекта посетила профессора кафедры русского языка и истории литературы Высшей школы печати и медиаиндустрии Георгия Векшина еще в 2011 году. Первая рабочая группа, в основном состоявшая из студентов ВШПиМ, испробовала для моделирования ряд различных форматов — от GIF до PowerPoint — и пришла к выводу, что лучше придумать новую программу, нацеленную только на анимацию текстовых символов, максимально простую в использовании, без лишних функций. В 2013 году проект получил грант РГНФ, и в команде появились профессиональные программисты. За три года были подготовлены программа Videotext 2.1 (программист М.Герцев), доступная в Интернете по адресу videotekst.ru, и экспериментальное электронное издание на ее основе — сборник лирики Пушкина 1829 года “Арзрумская тетрадь” .
В “Арзрумской тетради” — 10 стихотворений со всеми доступными материалами к ним: снимками рукописей и их транскрипциями, прижизненными изданиями и видеотекстами. При помощи транскрипций любой читатель может самостоятельно прочитать и расшифровать рукописи и посмотреть видеотексты, чтобы наглядно представить процесс создания каждого стихотворения. 
Рукописи взяты из факсимильного издания Пушкина “Рабочие тетради”. Транскрипции к ним составил руководитель Центра текстологии и стиховедения ИРЯ РАН Н.Перцов. С опорой на “Большое академическое собрание сочинений Пушкина” Н.Перцов и Е.Хомякова сделали текстологические сценарии — на уровне гипотезы определили последовательность работы поэта над каждым произведением. Затем сценарии были аккуратно прописаны вручную в программе Videotext. Поэтическую атмосферу Кавказских гор в издании постарался передать выпускник Высшей школы печати и медиаиндустрии художник С.Власов.
Ближайшие задачи проекта — научить программу сохранять текстовый формат анимации, чтобы читатель мог выделять фрагменты текста, добавлять закладки и комментарии. Над модернизацией интерфейса программы работает студентка 4-го курса Института графики и искусства книги им. В.А.Фаворского (ИГриК) Варвара Гончарова.
В перспективе — развитие мультимедийной составляющей проекта с акцентом на создании произведений живописи и графики. Для этого будет использовано электронное учебное пособие по психологии процессов художественного творчества, разрабатываемое совместно с преподавателями ИГриК Александром Аверюшкиным, Андреем Кортовичем, Федором Бабкиным. Возможность критически наблюдать за тем, как рождается картина, поможет студентам осмысливать и совершенствовать свое мастерство.
Пресс-служба Московского Политеха

Нет комментариев