Совет неделимый. Представители разных наук объединяются.

В начале июля в результате слияния Международного совета по науке (ICSU), представляющего естественные науки, и Международного совета по социальным наукам (ISSC), представляющего науки гуманитарные, был создан единый Международный научный совет (ISC) — самая крупная организация всех научных сообществ мира. Это важное событие произошло в Париже, в здании Института океанографии, знаменитом Доме океанов, архитектурной жемчужине Латинского квартала. Генеральная ассамблея Международного научного совета открылась приветствиями от постоянного секретаря Французской академии наук Кэтрин Брешиньяк и принца-монарха Монако Альбера II. Принцу принадлежит Дом океанов, и сам он неуклонно следует заветам своего прадеда Альберта I и отца Райниера III об “использовании всех средств для всемерной заботы об окружающей среде нашей планеты”, внимательно прислушиваясь к мнению научного сообщества.
Различные научные союзы и сообщества, национальные академии наук выдвинули десятки своих кандидатов на 10 мест в Правлении Международного научного совета. Международный союз по теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) и Международный союз по теоретической и прикладной физике (ИЮПАП) предложили своего кандидата — члена-корреспондента РАН, директора Института химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева Наталию Тарасову (на снимке во втором ряду слева). Обойдя десятки претендентов, она и была выбрана членом Правления Международного научного совета.
На первой инаугурационной Генеральной ассамблее был избран президент вновь созданного Совета, который в течение последующих трех лет будет руководить всеми проектами этой представительной организации. Им стал математик из Южной Африки Дай Редди, хорошо известный своими исследованиями в самых различных областях: от теоретической механики и прикладного функционального анализа до изучения пластичности и биомеханики.
Согласно принципу необходимости сменяемости руководства организации, на Генеральной ассамблее сразу же был избран следующий президент, который возглавит Международный научный совет через три года. Им стал профессор педиатрии и пренатальной биологии Питер Глакмен, бывший главный научный советник премьер-министра Новой Зеландии и сопредседатель Комиссии Всемирной организации здравоохранения.
В своей “тронной” речи первый президент Международного научного совета Дай Редди рассказал о важности науки во всех сферах и во всех регионах мира, о грандиозности новых научных проектов, необходимости перехода на рельсы устойчивого развития. “Международный научный совет ставит перед собой амбициозные цели, мы должны стать самым сильным и самым авторитетным голосом современной науки. Нельзя терять ни минуты времени! Необходимо срочно приступать к реализации наших проектов”, — заявил Дай Редди.
Наталия Тарасова поделилась своим видением стратегии и деятельности Совета, который должен стать определяющей силой поступательного движения цивилизации. “Можно уверенно говорить о том, что в истории науки произошло очень важное событие: от конфликта “физиков и лириков”, от противопоставления гуманитарных, точных и естественных наук мы переходим к осознанию неделимости научного сознания, к единению гуманитарной и естественнонаучной составляющих познания мира. В настоящее время граница между естественными и гуманитарными науками достаточно сильно размыта. Нарастающие процессы интеграции научного знания приводят к проникновению методов одних наук в другие и заимствованию как методологического, так и понятийного аппарата разных наук, что делает различение социальных, гуманитарных и естественных наук на данном этапе развития научного знания еще более условным”, — отметила Н.Тарасова.
В Институте химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, который возглавляет Н.Тарасова, еще в конце прошлого века пришли к заключению о том, что выпускники высшего учебного заведения должны в равной степени осваивать знания и методы точных, естественных, гуманитарных и социальных наук. В дополнение к химии, физике, биологии, математике и другим дисциплинам в институте приступили к преподаванию курса по истории химии для устойчивого развития. По идее Н.Тарасовой, этот курс должен играть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин и устанавливать взаимосвязь между естественнонаучными и гуманитарными предметами. Основная задача курса состоит в том, чтобы представить формирование химических понятий и представлений, развитие различных методов исследования во времени и пространстве. Созданная в 1995 году кафедра социологии, которая входит в состав института, проводит социологические исследования на химических предприятиях России в тесном взаимодействии с Российским союзом химиков, Росхимпрофсоюзом, ИЮПАК. В 2018 году преподаватели и студенты кафедры приняли активное участие в разработке междисциплинарного проекта “Экономико-социологическая оценка внедрения и использования нового типа высокоэффективных иммобилизованных форм биологически активных систем для растениеводства”.
Сегодня Институт химии и проблем устойчивого развития включает в себя: Высший химический колледж РАН, кафедру ЮНЕСКО “Зеленая химия для устойчивого развития”, кафедру социологии, кафедру квантовой химии, Научно-образовательный центр “Зеленая химия и рациональное природопользование”, Научно-образовательный центр по социологии культуры и образования, кафедру биоматериалов, Научно-образовательный кластер им. Г.А.Ягодина. Многие студенты проходят интенсивную подготовку по английскому языку.
Таким образом, российский Институт химии и проблем устойчивого развития Менделеевского университета оказался в авангарде идей, которые привели мировое научное сообщество к созданию Международного научного совета, объединяющего исследователей и научно-образовательные центры в области гуманитарных, точных и естественных наук.
Дмитрий МУСТАФИН, доктор химических наук, профессор РХТУ им. Д.И.Менделеева