Поиск - новости науки и техники

Оптимизму вопреки

Запуск космического телескопа “Джеймс Уэбб” отложен до 2021 года. С подробностями – Sciencemag.org.
NASA в очередной раз объявило о переносе запуска своей флагманской астрофизической миссии космического телескопа “Джеймс Уэбб” (James Webb Space Telescope) на более поздний срок. Это уже третий сдвиг от намеченного времени: нынешняя объявленная дата запуска обсерватории – 30 марта 2021 года. Специально созданная группа экспертов (Independent Review Board) под руководством ветерана NASA Томаса Янга (Thomas Young) оценила ход выполнения проекта и считает оптимизм, связанный с прежними сроками запуска миссии, необоснованным. Предложение совета экспертов перенести старт “Джеймса Уэбба” подкреплено 32 рекомендациями, которые увеличат шансы миссии на успех, сообщает Sciencemag.org. В ответном заявлении NASA отмечает, что с учетом этих предложений стоимость строительства телескопа возрастет на 800 млн долларов – с 8 млрд до 8,8 млрд – и это увеличение должно быть одобрено Конгрессом. В заключении совета экспертов к качестве основного мотива отсрочки отмечены серии человеческих ошибок и скрытые проблемы с приборным оборудованием. Во время пресс-брифинга Янг заявил, что ввиду “грандиозного научного потенциала” миссии целесообразно сфокусироваться на устранении выявленных недоработок. Глава директората научных миссий Американского аэрокосмического агентства Томас Цурбюхен (Thomas Zurbuchen), в свою очередь, высказал намерение “выправить все на Земле, прежде чем отправиться в космос”.
В оборудовании телескопа “Джеймс Уэбб”, по словам Янга, есть семь требующих пристального внимания приборов, а большинство проблем, приведших к рекомендации о переносе запуска, вполне устранимы. Они связаны с человеческими ошибками при испытаниях и сборке космического корабля с солнечным щитом. В частности, были использованы неподходящий растворитель в топливных клапанах и дефектные крепежные детали, которые должны обеспечить развернутое состояние солнечного щита во время работы обсерватории. Эти легко поправимые недочеты требуют переноса запуска телескопа на полтора года, говорит Янг. У телескопа “Джеймс Уэбб” долгая история отставания от графика и возрастания стоимости. На стыке веков, когда запуск миссии был намечен на 2011 год, ее проектная стоимость составляла около полутора миллиардов долларов. К 2005-му она возросла до 4,5 миллиарда, а запуск перенесли на 2013 год. Когда в 2011-м NASA объявило о невозможности старта до 2018 года без увеличения расходов до 8 млрд долларов, Конгресс запротестовал и пригрозил миссию отменить. Положение спасли астрономы-лоббисты, но был установлен “потолок” в 8 млрд, который сейчас предстоит “пробить”.