Кабинеты нараспашку. Команда Дмитрия Ливанова добавит Минобрнауки открытости.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов представил своих заместителей общественности. Представление получилось динамичным и неформальным. Министр называл замов по именам, обращаясь к ним на “ты”, сообщал попутно об их житейских и научных увлечениях и не расставался с планшетом, в котором, пока замы рассказывали о приоритетах своей работы в министерстве, успевал что-то читать, а порой даже записывать. В роли общественности выступили ведущие ученые, эксперты в области образования, журналисты, а также самые активные блогеры — инициаторы дискуссий на официальных страницах министерства в социальных сетях. За ходом мероприятия следила и интернет-аудитория: в режиме он-лайн шла трансляция на официальном портале министерства и в твиттере.
Как министр и обещал, в свою команду он пригласил людей с опытом практических достижений в науке и образовании.
Игорь Реморенко, начинавший свою карьеру в образовании с должности учителя математики, теперь отвечает за все школьное образование страны. Среди приоритетов своей деятельности он назвал переход к 2020 году к новым образовательным стандартам полной средней школы, подразу­мевающим индивидуализацию образования, возможность выбора предметов. Второй его приоритет — “нерегулярные” формы получения образования, дошкольного и дополнительного. К 2015 году ими будут охвачены все дети от трех до восьми лет.
Замминистра Игорь Федюкин, пришедший в министерство из Российской экономической школы (а с 2010 года он, кроме того, занимал должность советника министра экономического развития РФ), курирует вопросы выработки и реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также международного сотрудничества в образовании и науке. По его словам, очень важно выстроить взаимоотношения министерства с научным сообществом Он пообещал “двигаться в сторону решительного уменьшения отчетности, снижения административных барьеров в науке, совершенствования механизмов ее финансирования”. Своим “ключевым инструментом” замминистра назвал “карту российской науки”, на которой будут обозначены “те точки роста, те инициативные научные группы, те исследователи, которые составляют конкурентоспособный потенциал будущей российской науки”. Работу над картой планируется завершить весной 2013 года.
Александр Климов, в последние годы работавший проректором Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХ) при Президенте РФ (а также директором Института технологий образования и руководителем Центра образовательной политики РАНХ), отвечает за развитие профессионального образования страны. Свои приоритеты он обозначил как “качество, практичность, современные технологии”. Ориентиры в достижении первого — вхождение российских университетов в мировые рейтинги и работа с вузами, которые, по сути, торгуют дипломами. “Общество готово к тому, чтобы решительно положить конец этой ситуации”, — заверил А.Климов. Практичность, по его словам, означает связь высшего образования с производством — чтобы не было такого, что “корпорации ставят серьезные задачи, а вузы живут своей жизнью”. Наконец, замминистра собирается серьезное внимание уделить технологиям обучения, которые, по его оценке, в России остаются на уровне XVII-XVIII веков. Назрела “технологическая революция в профобразовании — нужно ввести в практику симуляторы, тренажеры, проектные методы обучения. И современные технологии управления”, заявил А.Климов, добавив, что “это может вывести наше образование в международные лидеры”.
Выступили также Наталья Третьяк, статс-секретарь, курирующая законопроектную деятельность министерства, и Александр Повалко, отвечающий за вопросы, связанные с финансированием образования.
Затем министр предложил присутствующим поделиться своим мнением об услышанном. В адрес министерской команды прозвучало немало слов одобрения и много конкретных предложений. Так, профессор МГУ Алексей Хохлов, заметив, что ему нравится “общий вектор деятельности нового руководства — вектор перемен” и “курс на уменьшение отчетности”, высказал пожелание: “Чтобы больше поддерживали и меньше мешали”. А Станислав Смирнов, лауреат премии Филдса, предложил министерству использовать системный долговременный подход в руководстве наукой: “Как я могу сейчас планировать работу лаборатории, если не знаю, будут ли деньги в январе”.
В заключение министр сообщил, что его команда создает “открытое министерство”, вершиной которого станет экспертный совет. В него войдут 20 человек. Половину из них министр назначит лично. Остальные будут выбраны путем интернет-голосования на сайте “Эха Москвы”. Руководителя экспертного совета Дмитрий Ливанов назвал сразу — это нобелевский лауреат, человек “с научным и моральным авторитетом” Жорес Алфёров. Состав экспертного совета будет определен в течение двух недель.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев