МОЗГовой штурм. Мэтры и молодежь углубились в процессы мышления.

“Мышление. Образование. Знание. Генетика” (“МОЗГ”) — под таким названием в Национальном исследовательском Томском государственном университете прошла Летняя международная школа по когнитивным исследованиям и психогенетике. Она свела ведущих зарубежных и российских специалистов с молодыми учеными — студентами, аспирантами, преподавателями.
Почему одни дети математику любят, а другим она никак не дается, в чем причина серьезных проблем с чтением и письмом, возникающих у школьников? На эти и многие другие вопросы ищут ответы психологи, генетики, биологи всего мира. А новые методики и технологии помогают им проникнуть в самые глубины человеческой психологии и физиологии, выяснить скрытые механизмы наследственности и сложные взаимодействия генов и среды в их влиянии на индивидуальные различия в обучении и развитии детей.
В России это научное направление продвинуто не в такой степени, как за рубежом, однако интерес и поддержка его существуют даже на государственном уровне. Свидетельством этому и стала организованная в Томске первая в России и в мире школа “МОЗГ”.
Томск вполне закономерно стал местом такой встречи. Начнем с того, что еще в XIX веке первым попечителем Императорского Томского университета — первого на территории азиатской России — был профессор Василий Флоринский, который считается одним из основоположников медицинской генетики в России: в 1865 году в журнале “Русская старина” вышли его очерки “Усовершенствование и вырождение человеческого рода”.
В 2010 году на факультете психологии Томского госуниверситета была организована Международная лаборатория когнитивных исследований и психогенетики — благодаря победе ТГУ в конкурсе мегагрантов, проведенном по правительственному Постановлению №220. Лабораторию возглавила британский исследователь Юлия Ковас — руководитель лаборатории индивидуальных различий в обучении (InLab) Университета Лондона, ведущий исследователь в “близнецовом проекте” TEDS.
Лаборатория ТГУ и стала центром, куда съехались на Летнюю школу ведущие ученые мира. “Наш проект по организации такого мероприятия прошел серьезную международную экспертизу, он победил в условиях жесткого конкурсного отбора, — подчеркнул на открытии декан факультета психологии ТГУ профессор Эдуард Галажинский. — Для студентов и молодых сотрудников это шанс войти в международное профессиональное сообщество, и его нельзя упустить”.
Для того чтобы стать участником Летней школы, студентам и молодым ученым тоже пришлось пройти процедуру конкурса, в результате которого был отобран 61 человек. Среди них — не только томичи, но и представители Самары, Челябинска, Ижевска, Омска, Новокузнецка, Новосибирска, Москвы.
Работа школы была построена следующим образом: первые три дня — знакомство, открытие, пленарные выступления, затем работа по программам четырех семинарских групп: “Молекулярная генетика и геномика”, “Когнитивная психофизиология”, “Близнецовый метод и анализ”, “Разработка эксперимента и его реализация в Matlab”.
С докладами на пленарных заседаниях выступили российские и зарубежные ученые: профессор Сергей Малых — заместитель директора по научной работе Психологического института РАО (Москва), профессор Эльза Хуснутдинова — завотделом геномики Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, член научного совета Российской программы “Геном человека”, Синлин Жоу — профессор Университета Бейджинг Нормал (Пекин, Китай), Стив Петрилл — профессор факультета развития человека и науки о семье Университета штата Огайо (Коламбус, США), Мишель Бован — профессор факультета психологии Университета Лаваль (Квебек, Канада) и многие другие. В их выступлениях были освещены современные достижения в исследовании генома человека, “близнецовый метод” в психогенетике, результаты исследований математических успехов у детей и другие вопросы и проблемы современной науки.
На семинарах участники Летней школы закрепили полученные знания практикой: на самом современном оборудовании, приобретенном факультетом психологии благодаря участию в программе развития Национального исследовательского университета (для нейроимиджинга, молекулярно-генетических исследований и т.д.), они получили необходимые навыки проведения будущих экспериментов.
— Я надеюсь, что люди, которые прошли обучение в нашей школе, никогда не будут объяснять сложные феномены каким-то одним фактором, — подчеркнула в своем докладе Юлия Ковас. — Всегда нужно обращать внимание на контекст, изучать явления комплексно. Исследования только начинаются, и Летняя школа — прорыв в подготовке профессионалов, распространении новых знаний.
Школа стала инкубатором новых идей и предложений, местом научных дискуссий, площадкой для приобретения новых навыков. В планах — сделать ее ежегодной, привлечь новых специалистов, сохранив главные черты: междисциплинарность, научно-практический характер, инновационную направленность.

Наталья ЖИЛЯКОВА
Фото Алены КАРДАШ

Нет комментариев