Поиск - новости науки и техники

Родина слонов?

Пермь
Победоносно завершился полевой сезон экспедиции Пермского краеведческого музея на местонахождении останков трогонтериевого слона (Mammuthus trogontherii) в Оханском районе. За период раскопок, начиная с 2012 года, тяжкий труд участников экспедиции, наконец, увенчался сенсационной находкой – под толщей земли покоился трехметровый бивень трогонтериевого слона.
– Чем больше мы работаем, тем больше интересного материала находим. Это первый целый бивень, который нам удалось найти, и он оказался очень крупным – более 315 см в длину – что является почти предельным размером бивня для трогонтериевых слонов. Судя по его диаметру, это был самец, – прокомментировал находки полевого сезона научный руководитель палеонтологической экспедиции Пермского краеведческого музея, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН (Москва) Евгений Мащенко. – Также найдены много позвонков, ребра, несколько костей других животных. За этот сезон удалось собрать материала больше, чем за все предыдущие.
Странные белые щепки, которые сыпались с обрывистого берега Воткинского водохранилища, обнаружили местные рыбаки еще в 2010 году. “Щепки” оказались фрагментами бивней трогонтериевого слона. Это самый крупный вид слонов, когда-либо суще ствовавших на Земле. Высота наиболее крупных трогонтериевых слонов превышала 4 метра, а вес мог достигать 9-10 тонн.
Трогонтериевые слоны были широко распространены в Евразии – от Западной Европы до Восточной Сибири (включая Северный Казахстан и Северный Китай). В разные периоды среднего плейстоцена ареал этого вида, скорее всего, менялся в зависимости от условий среды и климата. Это предок мамонта, обитавший на Земле в эпоху, соответствующую концу раннего и среднего плейстоцена, приблизительно от 1,7 млн до 200 тыс. лет назад.
Морфология зубов трогонтериевого слона показывает, что этот вид питался и древесно-кустарниковой, и травянистой растительностью. Предполагается, что трогонтериевые слоны жили в условиях более сухого, чем современный, климата средней полосы территории России. Вероятно, что у этого вида уже сформировалась часть биологических адаптаций,  позволяющих выживать в условиях достаточно суровых зим.
Кроме того, нынешним летом палеонтологи обнаружили фрагменты еще одного животного – предположительно, первобытного бизона. Окончательный вывод можно будет сделать после завершения препарации кости.
Теперь сотрудникам Пермского краеведческого музея предстоит трудоемкая камеральная обработка находок. Все образцы, привезенные с раскопок, просушивают, освобождают от глины и песка, многократно пропитывают клеевым составом.
А в полевой сезон 2019 года палеонтологическая экспедиция Пермского краеведческого музея продолжит работу на местонахождении трогонтериевого слона в Оханском районе.
Ольга СЕМЧЕНКО
Иллюстрация предоставлена Пермским краеведческим музеем
Томск
Студенты Биологического института Томского госуниверситета проходят зональную практику в Республике Хакасия. Во время изучения древних почв в Боградском районе они обнаружили крупные костные останки, которые, предположительно, принадлежат предку шерстистых мамонтов трогонтериевому слону. Такие события происходят нечасто и представляют большой интерес для ученых.
– Находки были сделаны во время работы на берегу Красноярского водохранилища, – рассказывает руководитель практики, заведующий кафедрой почвоведения и экологии почв БИ ТГУ Олег Мерзляков. – Ребята изучали палеопочвы в разрезе, где Енисей подмыл берег, и обнаружили в этом месте крупные костные останки. Мы предположили, что окаменелости принадлежат древним млекопитающим, сделали фотографии и отправили их палеонтологам ТГУ, которые имеют большой опыт в изучении ископаемых животных.
По словам доцента кафедры палеонтологии и исторической геологии ГГФ ТГУ Андрея Шпанского, судя по фотографиям, студенты обнаружили верхние зубы и кости черепа трогонтериевого слона (степной мамонт). Он является предком шерстистых мамонтов, которые в большом количестве обитали на территории современной Сибири.
– Не исключена принадлежность найденных зубов и хазарскому слону, который является промежуточным эволюционным звеном между трогонтериевым слоном и шерстистым мамонтом. Время существования этого животного – средний плейстоцен (400-100 тысяч назад), – говорит А.Шпанский. – Хазарский слон тоже населял открытые пространства, но был меньше по размерам. Чтобы определить принадлежность останков точнее, нужно изучить их, провести измерения.
По словам ученого ГГФ, находка представляет большой интерес. Во-первых, в Хакасии немного крупных рек, накапливающих большие объемы отложений, которые служат могильником для древних животных. Во-вторых, трогонтериевые и хазарские слоны в силу их геологического возраста встречаются реже шерстистых мамонтов, поэтому можно сказать, что студентам-биологам очень повезло. По возвращении в Томск они передадут находки палеонтологам ТГУ для детального исследования.
Фото из архива БИ ТГУ