К испытаниям готовы

Первое клиническое испытание метода лечения болезни Паркинсона перепрограммированными клетками начинается в Японии. Об этом сообщает Sciencemag.org
Исследователи из Университета Киото (Kyoto University) в конце июля объявили о запуске клинических испытаний для лечения болезни Паркинсона с использованием материала, полученного из индуцированных плюрипотентных клеток (iPS). Это зрелые клетки, которые под воздействием определенных химических факторов вернулись к ранней стадии развития, когда они теоретически могут дифференцироваться в любые специализированные клетки организма. Этим они напоминают эмбриональные стволовые клетки. Руководит испытаниями Юн Такахаси (Jun Takahashi) из Университета Киото (Kyoto University). Болезнь Паркинсона развивается в результате гибели специализированных клеток головного мозга, которые вырабатывают нейромедиатор, то есть передатчик электрохимического импульса, дофамин. Его дефицит снижает двигательные навыки. Как следствие возникают затруднения при ходьбе и непроизвольный тремор. По мере прогрессирования заболевание может приводить к деменции. Стратегия предстоящих испытаний состоит в создании из индуцированных плюрипотентных стволовых дофаминергических клеток-предшественников и последующей инъекции их в базальное ядро у основания переднего мозга, которое играет ключевую роль в нервной дегенерации, связанной с болезнью Паркинсона. Для этого хирурги просверлят в черепе пациентов два маленьких отверстия, через которые с помощью специального инструмента введут около пяти миллионов клеток.
Исследования на животных показали, что клетки-предшественники после введения могут превращаться в дофаминергические нейроны и приживаться в головном мозге. В прошлом году группа доктора Такахаси сообщила о значительном улучшении состояния обезьян с моделью болезни Паркинсона спустя два года после инъекции нейронов, выращенных из человеческих индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Но вместо того чтобы делать пациент-специфические индуцированные клетки, в центре при Киотском университете применили стратегию выращивания линии таких клеток из материала здоровых доноров, отличающегося тем, что это специфический тип клеток, вероятность отторжения которых иммунной системой невелика. Однако в качестве дополнительной меры предосторожности пациенты вместе с клетками-предшественниками будут получать и препараты для подавления иммунной системы. Объявление о наборе пациентов для клинического испытания появилось на сайте больницы Киотского университета, ученые планируют привлечь семь человек и отслеживать их состояние на протяжении двух лет после инъекции.