Наблюдаем парадокс

Слонов защищает от рака ген, воскресший с увеличением размеров их тела. Подробности — в Science News.
Слоны редко болеют раком, что при их размерах кажется парадоксальным. Обнаруженная недавно у слоновьего гена, не производящего белок и считавшегося молчащим, функция может объяснить феномен устойчивости гигантов животного мира к раковым заболеваниям. Посвященное этому открытию исследование публикует журнал Cell Reports. Погрузившись в эволюционную историю слонов, авторы статьи установили, что нефункционирующий ген под названием LIF6 загадочным образом возродился в геноме этих животных около 59 миллионов лет назад — в то самое время, когда предки нынешних слонов начали сильно увеличиваться в размерах, сообщает издание Science News. Найденный только у слонов и их предковых родственников ген LIF6 становится активным под влиянием другого гена, TP53, и тогда он начинает выводить из строя клетки при первых признаках их повреждения и прежде, чем они переродятся в раковые. В предыдущем исследовании, которое было посвящено устойчивости слонов к канцерогенезу, ученые сконцентрировали внимание только на гене TP53, который есть у большинства животных. Известно, что этот ген кодирует белок, служащий детектором повреждений клеточной ДНК и сигнализирующий клетке о необходимости репарации или саморазрушения, что останавливает ее канцерогенное преобразование. В 2015 году было обнаружено, что у слонов не одна, как у человека и большинства млекопитающих, а 20 копий гена TP53.
От рака умирают меньше 5% слоновьей популяции, тогда как у людей этот показатель находится в пределах от 11 до 25%. Понимание всех путей противостояния организма слонов канцерогенезу может помочь в борьбе с человеческими онкологическими заболеваниями. В нынешнем исследовании Винсент Линч (Vincent Lynch) из Чикагского университета (University of Chicago) и его коллеги проводили эксперименты на клетках соединительной ткани слонов, вызывая у них химические повреждения ДНК. Активность гена LIF6 в клетках, подвергшихся химическому воздействию, возрастала в восемь раз. Но она практически исчезала в том случае, когда экспериментаторы блокировали ген TP53, лишая его возможности кодировать соответствующий белок.
Понимание механизмов, которые позволяют слонам и некоторым другим животным противостоять раку, помимо прочего, может разрешить парадокс Пето. В 70-е годы прошлого века британский эпидемиолог Ричард Пето (Richard Peto) обратил внимание на отсутствие связи между размером животного и вероятностью развития у него рака. Парадокс заключается в том, что каждая клетка может с определенной вероятностью стать злокачественной и, следовательно, теоретически чем больше клеток в организме, тем выше вероятность развития рака, однако на практике это не так.