Запрос на альма-матер. Какие вузы выбирают абитуриенты разных стран.

Весна нынешнего года во Франции ознаменовалась волной студенческих протестов, особенно всколыхнувших университетские города в связи с юбилеем майских событий 1968 года. Вход в двенадцать из 75 университетов был перекрыт бастующими студентами. Поводом к волнениям традиционно неспокойного студенчества стало слово attendus в новой компьютерной платформе, с помощью которой абитуриенты страны зачисляются в университеты. Злополучная формулировка подразумевала “требуемый минимум знаний”, без которого претендент не может быть зачислен в университет, что свободолюбивое французское общество восприняло как завуалированный отбор, нарушающий гарантированное Конституцией страны право всякого обладателя диплома об окончании школы на высшее образование. Между тем можно понять и правительственных реформаторов, попытавшихся решить сложнейшую дилемму: с одной стороны, общество отвергает любой отбор, с другой, — профориентация среди школьников проводится из рук вон плохо, и успеваемость на первых курсах университетов катастрофическая. По словам руководителя Французского центра Новосибирского государственного университета (НГУ) Мишель Дебренн, существовавшая до 2017 года включительно платформа APB (Admission post Bac) стремилась учесть пожелания абитуриентов, но в случае дефицита мест распределяла их по вузам фактически случайным образом, в результате чего треть студентов бросала учебу в течение первого курса. Анонсированная французским правительством осенью 2017 года платформа Parcoursup должна была улучшить ситуацию. Действительно, обещанная Министерством образования прозрачность обеспечена сайтом, на котором с 22 мая по 14 июля в режиме реального времени можно было наблюдать за процессом распределения мест в университетах между подавшими заявки абитуриентами. Однако уязвимое место новой системы —  недостаточная разработанность критериев выбора кандидатур, усугубленная отсутствием единой политики. Одни университеты “вручную” рассматривают документы всех кандидатов, другие после автоматической обработки анализируют только резюме оставшихся, учитывая рейтинг школы и даже вводя квоты для иногородних. А если вспомнить о том, что высшее образование во Франции можно получить как в университетах, так и в Высших школах (Grandes Ecoles), которые, согласно определению Министерства образования Франции, “набирают студентов по конкурсу и обеспечивают образование более высокого уровня”, становится ясна полная запутанность ситуации. 
Словом, хотя студенческие волнения в Монпелье и других университетских городах Франции к лету успокоились, повод для них остался. В связи с этим актуальной и для Европы, и для России представляется работа, начатая международным коллективом лаборатории сравнительных исследований в урбанистике Национального исследовательского Томского государственного университета с целью определить, какими факторами руководствуются абитуриенты Великобритании, России и Франции, выбирая университет и город для учебы. 
Сюжет про бюджет
Не требуется специального исследования, чтобы показать: любая современная национальная образовательная система стремится к иерархии. Важным маркером последней становится конкуренция за престижность университетов, формальным выражением которой в последние десятилетия стали рейтинги вузов. Однако если в России система организаций высшего образования иерархическая и процедура отбора в вузы абитуриентов формализована и закреплена законом “Об образовании в Российской Федерации”, то в Великобритании престижность университетов определяется не только международными, но и британскими негосударственными структурами (The Complete University Guide; The Guardian; TEF — Teaching excellence framework и др.) и является важным фактором выбора абитуриентами вуза. В свою очередь, фактор престижности вуза для французских абитуриентов хотя и значим, но несколько ослаблен в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, уже упомянутое конституционное право выпускника школы на учебу на первой ступени университета. Во-вторых, случайность системы распределения абитуриентов по вузам, существовавшая до 2017 года. И, наконец, низкая обеспеченность общежитиями (там проживают только 9% французских студентов), поэтому, согласно данным Министерства образования, лишь 27% абитуриентов готовы учиться далеко от дома. Фактор престижности более значим для 10% выпускников, поступающих во вторую категорию учреждений высшего профессионального образования — Высшие школы. Но там существуют другие ограничения —  необходимость 2-3 года готовится к поступлению на специальных подготовительных курсах.
Стоит упомянуть, что во всех трех странах набор в вузы осуществляется в условиях относительного понижения финансирования государством системы высшего профессионального образования. В России и Франции, где существует система бюджетных мест, это выразилось в их сокращении. Например, в России в 2000 году за счет федерального бюджета в вузы были приняты 572,2 тыс. человек, а в 2016-м — 499,9 тыс. Во Франции сумма бюджетных средств, выделяемых на одного студента, сократилась с 2008 года на 9% и продолжает уменьшаться. Государственные учебные заведения Великобритании финансировались правительством в полном объеме только в 1960-х годах, а в настоящее время государственная субсидия удовлетворяет потребности университетов лишь на треть — остальные средства вносятся студентами и родителями в качестве платы за обучение. Число студентов в Великобритании растет крайне незначительно: за последний год — всего на 2%. Но, даже принимая во внимание неутешительные демографические прогнозы, следует ожидать снижения доступности бесплатного высшего образования. 
Свой среди своих
Профессор Инна Поморина из Университета Bath Spa (Великобритания), сотрудничающая с лабораторией Томского государственного университета (ТГУ), подчеркивает, что мотивация британских студентов, как, впрочем, и студентов других стран, зависит от их социального статуса. Для абитуриентов из обеспеченных семей значимо “ощущение себя своим”, создания нового круга друзей, которые помогут не только в вузе, но и в дальнейшей жизни. У выходцев из менее обеспеченных семей на первый план выходят практические вопросы, связанные с транспортом и общежитием. Абитуриенты из привилегированных семей на 48% больше уверены в том, что работодателю важнее престижность университета, чем конкретная специальность выпускника. Тогда как абитуриенты из необеспеченных семей на 30% больше убеждены в приоритете специальности. Однако исследования 2017 года показали, что в Великобритании престиж университета начинает терять свое значение, вперед выходят условия и качество обучения — они важны для 61% абитуриентов. Заметную роль при выборе начинает играть и город, в котором расположен университет. Существенное внимание абитуриентами уделяется позиции университета в рейтингах и качеству преподавания. Не случайно рейтинг “Совершенствование системы преподавания TEF”, впервые составленный в 2017 году, включает в себя следующие показатели: качество разработки и оценки курсов; количество контактного времени, которое студенты проводят с преподавателем; академические нагрузки студентов. Играют для британских абитуриентов роль и условия обучения. Качество общежитий представляет важность для 50% опрошенных, месторасположение университета — для 42%, стоимость жизни в городе — для 33%. При этом 4 из 10 абитуриентов хотели быть ближе к дому, а 14% — уехать как можно дальше. 
В России отсутствуют масштабные национальные мониторинги выбора абитуриентами вузов, а полученные в результате региональных и университетских исследований данные позволяют сделать вывод, что в целом мотивация российских студентов совпадает с британской. Но отсутствие индивидуализированного подхода к выбору вуза, краткие сроки подачи заявлений приводят к тому, что существенная часть российских абитуриентов принимает решение о выборе спонтанно, за компанию с друзьями или по настоянию родителей. Процент таких выпускников школ, по оценкам различных источников, колеблется от 23,7% до 75%. 
Тем не менее, согласно опросу Интернет-лицея ТГУ, проведенному среди старшеклассников из 30 регионов России и из Белоруссии (2015 г.), решающим фактором, определяющим выбор абитуриентом университета, служит перспектива трудоустройства по окончании вуза. На втором месте оказалась образовательная и академическая репутация университета, хотя рейтингами руководствовались менее трети опрошенных старшеклассников. Исследования Высшей школы экономики (2013 г.) показали, что студенты в большей мере выбирают вуз, а не специальность. Даже необходимость платить за обучение не отпугивает абитуриентов. Ведущие вузы страны набирают сильнейших  на платной основе. Отчасти это явление объясняет и тот факт, что вузы-лидеры по качеству приема в 2017 году были сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и Томске. 
В мировом русле
И все-таки наличие бюджетных мест остается важным фактором выбора вуза и направления для большинства российских абитуриентов. Достаточно значимыми являются и условия обучения: возможность участия в насыщенной студенческой жизни, географическая близость университета к родному городу. Критериями оценки профессорско-преподавательского состава стали наличие индивидуального подхода к студенту и стаж работы. Критерии оценки инфраструктуры — наличие мест в общежитиях (кстати, на 2013 год 35% российских вузов не имели студенческих общежитий) и возможности  для ведения здорового образа жизни. 
Первые данные сравнительного анализа показывают, что вчерашние российские школьники не так уж отличаются от британских или французских. Выбор вуза и города для учебы определяется многими факторами, которые, по мнению доктора социологических наук Ирины Скалабан, можно условно разделить на качество обучения и качество жизни. Первая группа факторов позволяет увидеть очевидный рост запроса во всех странах не столько на престиж университета, сколько на качество образования. Требуется более глубокая проработка таких факторов с выделением показателей, которые могли бы обеспечить всестороннее понимание содержания запроса и в то же время возможность влиять на него через формирование потребительской культуры в области высшего образования. В частности, российские университеты должны понимать, о чем необходимо информировать старшеклассников и их родителей, чтобы решение о выборе специальности и университета принималось осознанно.
Что же касается второй группы факторов, качества жизни, можно констатировать, что социологи уделяют ему незаслуженно мало внимания. Круг исследуемых показателей часто ограничивается условиями кампусов. Актуальность более развернутого анализа подтверждают исследования британских социологов в ходе проекта “Изменение взглядов, отношения к учебе и поведения студентов при изменении платы за обучение” Экономической ассоциации, охватившие 3500 студентов факультетов экономики и бизнеса из 18 университетов в 2013-15 гг. На втором месте после возможности получения работы по специальности студенты указывают качество жизни в университетском городе . Осенью этого года ученые ТГУ запускают опрос студентов в ведущих университетах Томска и Новосибирска, чтобы понять, соответствуют ли предпочтения сибиряков британским тенденциям
Ольга КОЛЕСОВА
“Поиск” благодарит за помощь в подготовке материала д.ф.н. Мишель Дебренн (НГУ),
к.и.н. Анастасию Погорельскую (ТГУ), д.соц.н. Ирину Скалабан (НГТУ) 

Нет комментариев