Откуда водичка?

Индийский космический аппарат получил убедительные доказательства существования водного льда на Луне. Рассказывает Proceedings of the National Academy of Sciences.
Полюсы Луны покрыты льдом, снимки, указывающие на это и опубликованные в PNAS, получены космическим зондом “Чандраян-1” (Chandrayaan 1). Прежние исследования указывали на возможность существования на лунной поверхности водного льда, но данные, на которых основывались эти предположения, были неоднозначны. Наличие мерзлоты на Луне позволило бы рассчитывать на источники пресной воды для будущих пилотируемых миссий, а кроме того, дало бы ключ к пониманию прошлого нашего спутника. “Идея о том, что на Луне есть вода, не нова, но новое исследование свидетельствует о водном льде на поверхности этого небесного тела вполне определенно”, — сказала в комментарии изданию Business Insider геолог из Миссурийского университета науки и технологий (Missouri University of Science and Technology) Лесли Гертч (Leslie Gertsch), исследователь возможностей извлечения космических полезных ископаемых. Соавтор нынешнего открытия планетолог Шуай Ли (Shuai Li) из Гавайского университета в Маноа (University of Hawaii at Manoa) в интервью Scientific American отметил, что индийский спутник предоставил первые прямые доказательства присутствия водного льда на самой поверхности Луны. По его словам, прочие исследования были основаны на моделировании и косвенных свидетельствах, но сейчас анализ данных картографа минералогии Луны (Moon Mineralogy Mapper), прибора NASA, установленного на индийском аппарате, выявил уникальные химические “отпечатки” водного льда в кратерах на северном и южном полюсах Луны.
Однако, несмотря на обнаружение замерзшей жидкости, ученые не могут объяснить, откуда на Луне вода. По словам Энтони Колапрете (Anthony Colaprete) из NASA, это, скорее всего, не выброс из ныне существующего источника или результат столкновения Луны с кометами или астероидами, несущими воду. Он предполагает, что эта жидкость из древнего источника. По мнению Шуай Ли с коллегами, распределение мерзлоты по полюсам может быть следствием сдвига лунной оси вращения, который происходил достаточно долго. Из-за неопределенности происхождения лунной воды ученые не могут пока оценить ее количество. Разрешающая способность спектрографа, установленного на зонде, — около 10 микрон, толщина слоя мерзлоты может быть в 10 раз больше: возможно, прибор засек только верхушку айсберга, говорит Колапрете, и ему вторит Гертч, отмечая, однако, что если речь идет о мерзлоте, то “айсберг” должен быть очень и очень небольшим. По словам последней, для определения качества и количества водного льда на полюсы нужно отправить маленький луноход и прозондировать с его помощью глубину мерзлоты.