Секреты пещеры

Фрагмент кости из Денисовой пещеры оказался принадлежащим потомку двух ископаемых человеческих видов. Об этом сообщает Sciencemag.org.
Подросток женского пола, от которого остался костный фрагмент, найденный в Денисовой пещере на Алтае в 2012 году, жил около 50 000 лет назад. Анализ ДНК, которую выделили из кости 13-летней девочки, показал, что она — прямой потомок двух разных видов древних людей и ни один из них не наш, отмечает издание Sciencemag.org. Мать девочки была неандерталкой, а отец — денисовцем, представителем загадочной группы древних людей, следы которых были обнаружены в 2011 году в алтайской пещере. Новые данные представляют собой наиболее явное свидетельство того, что разные древние люди скрещивались между собой и оставляли потомство. Анализируя другие древние человеческие геномы, ученые уже установили, что денисовцы, неандертальцы и люди современного анатомического облика скрещивались в Ледниковом периоде на территории Европы и Азии, а генные варианты обоих архаичных человеческих видов по сей день присутствуют у многих среди нас. Другие ископаемые останки, обнаруженные в Денисовой пещере, свидетельствовали о том, что все три упомянутых вида жили здесь в разное время. Однако, по словам исследователя ископаемой ДНК из немецкого Института истории человека Макса Планка (Max Planck Institute for the Science of Human History) в Йене Йоханнеса Краузе (Johannes Krause), “сейчас нашли дитя любви двух разных групп гоминин, и нашли в том месте, где уже находили представителей обеих групп”. “Много чего происходило в этой пещере”, — добавил Краузе.
Sciencemag.org приводит комментарий одного из авторов статьи с новыми результатами в Nature, палеогенетика из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) в Лейпциге Вивиан Слоун (Viviane Slon), которая призналась в том, что ее первой реакцией на полученные данные было неверие и отрицание. И только после неоднократного воспроизведения экспериментов она и ее коллеги, включая знаменитого Сванте Паабо (Svante Pääbo), убедились в том, что изучаемая древняя ДНК определенно указывает на скрещивание между двумя разными группами рода человеческого. Ученые выделили ДНК из порошка, полученного соскобом с небольшого участка двухсантиметрового осколка кости, и генетический анализ этого материала показал, что денисовский и неандертальский геномы у этой девочки были представлены в равной мере. Более того, варианты одних и тех же генов в парах всех ее хромосом были разными, что четко указало на две разные группы происхождения материнских и отцовских хромосом. Митохондриальная ДНК, передающаяся по материнской линии, была однородно неандертальской, из чего авторы заключили, что имеют дело с первым поколением гибрида денисовского мужчины и неандертальской женщины.