Прозрачна и тверда

Получена новая форма углерода — структуру сверхтвердого графита, М-углерода, несколько лет назад предсказал профессор теоретической кристаллографии Артем Оганов. С подробностями — PhysOrg.com.
Международный коллектив ученых под руководством профессора факультета наук о Земле Университета штата Нью-Йорк в Стони Брук (Department of Geoscience at Stony Brook University) Артема Оганова (Artem R.Oganov) опубликовал результаты исследования сверхтвердого графита в июньском номере нового журнала издательской группы Nature Scientific Reports. Для того чтобы продемонстрировать соответствие экспериментальных данных о свойствах новой формы углерода гипотетической структуре, описанной Огановым в начале 2000-х, ученые применили новый вычислительный метод, который требует обработки данных на мощных суперкомпьютерах. Хотя сами эксперименты по получению новой модификации углерода довольно просты. По словам профессора Оганова, которые приводит сетевое издание PhysOrg, “при сжимании черного сверхмягкого графита он вдруг превращается в бесцветную, прозрачную, сверхтвердую и загадочную новую форму углерода — “сверхтвердый графит”. Эксперимент по сжатию графита под давлением 130 тысяч атмосфер при комнатной температуре на алмазных наковальнях повторялся неоднократно, результат каждый раз был один и тот же, но убедительной структурной модели все не было.
К 2006 году Огановым с коллегами уже был разработан метод квантово-механического эволюционного расчета оптимальной структуры материалов. Он подразумевает выбор оптимального варианта пространственной организации известных атомов, при котором искомая структура вещества или его свойства оказываются наиболее вероятными. Новая модификация углерода получила название М-углерода (M-carbon), поскольку ее кристаллическая структура соответствует моноклинной сингонии — одной из семи основных кристаллографических форм. “Большинство известных форм углерода имеют яркую историю открытия и множество реальных или потенциальных революционных применений”, — отмечает Артем Оганов. “Взять алмаз — выдающееся по ряду критериев вещество, или графен, который станет материалом электроники будущего, или фуллерены, открытие которых положило начало исследованиям наноматериалов”, — перечисляет ученый, по словам которого новая форма, подобно алмазу, прозрачна и чрезвычайно тверда, однако по прочим свойствам непохожа ни на алмаз, ни на какую-либо иную форму углерода.