Меняясь, но не изменяя. ТГУ чтит традиции и готов к трансформации.

В галерее “Профессора Томского университета” 70 портретов, причем 10 добавились в дни юбилейных торжеств. Но главное — пять портретов недавно “ожили”, превратив ТГУ в сибирский Хогвартс. Если навести на одного из пяти профессоров смартфон, почтенный ученый тебе кивнет и улыбнется. Такое стало возможным благодаря лаборатории дополненной и виртуальной реальности ТГУ, подготовившей вместе с компанией Rubius мобильное приложение TSUniverse. Имена “оживших” профессоров пока не разглашаются, поскольку среди студентов объявлен конкурс: кто быстрее выложит найденные портреты в Instagram, тот получит приз от университета. Приложение выполняет не только развлекательную, но и образовательную функцию: с его помощью можно узнать о научных интересах и достижениях любого из профессоров, представленных в галерее. На этом инновационные эксперименты с историей не заканчиваются. Если навести смартфон на табличку рядом с только что открытым памятником устроителям Императорского Томского государственного университета Василию Флоринскому и Дмитрию Менделееву, можно прогуляться по виртуальному дореволюционному кампусу — 3D-модель полностью соответствует исторической правде, поскольку фотографии и информацию разработчикам предоставили профессора-историки ТГУ.
 Многообещающий стул
“Профессорам Василию Флоринскому и Дмитрию Менделееву от благодарных сибиряков”, — гласит вышеупомянутая табличка. Монумент вышел не только инновационным, но и, так сказать, народным: он создавался на пожертвования студентов, преподавателей, выпускников ТГУ, а также организаций-партнеров. Памятник бронзовый, высотой около двух метров. По замыслу автора композиции скульптора Антона Гнедых, стул рядом с профессором Флоринским пустует. По мнению губернатора Томской области Сергея Жвачкина, открывавшего памятник, это может положить начало новой студенческой традиции: 
— Не думаю, что стул долго будет пустовать. Скорее всего, студенты решат, что, присев сюда, они успешно сдадут экзамен. А абитуриенты — что преодолеют вступительные испытания. От имени миллиона жителей нашей области я желаю университету новых больших открытий и креативных студентов. 
Президент ТГУ Георгий Майер отметил, что идея создания памятника основателям университета была очень хорошо воспринята в городе. Откликнулись и внесли пожертвования многие, и студенты были среди первых. 
Напомним, что Василий Флоринский (1834-1899 гг.) — профессор, медик, археолог, государственный деятель, устроитель университета в Томске, попечитель Западно-Сибирского учебного округа. Принимал активное участие в создании первого университета в Сибири, начиная с внесения в министерство проекта об его учреждении. Благодаря стараниям Флоринского местом создания первого сибирского университета был выбран Томск. 
Дмитрий Менделеев (1834-1907 гг.) — российский химик, открывший периодическую систему химических элементов, ученый, педагог, общественный деятель. Участвовал в разработке проекта создания и строительства первого в Сибири университета, неоднократно консультировал руководителя комитета по строительству ТГУ профессора Василия Флоринского. Есть красивая легенда, что Дмитрия Ивановича приглашали на должность первого ректора Томского университета, но он не смог поехать в Сибирь в силу семейных обстоятельств.
Еще один способ увековечить память Флоринского нашли его коллеги — члены Русского географического общества. В дни празднования юбилея проходит экспедиция на багги (небольшой легкий спортивный автомобиль для езды по пересеченной местности) по местам, где жил и работал профессор, член Императорского русского географического общества. Маршрут протянулся от Москвы до Томска. 
Требуется пылесос
Томичи сделали торжество поводом для серьезного разговора — 5 сентября в Научной библиотеке Томского государственного университета эксперты Министерства науки и высшего образования РФ, вузов и академических институтов обсудили создание научно-образовательных центров мирового уровня в рамках нацпроекта “Наука”. В совещании приняли участие: полномочный представитель Президента РФ в СФО Сергей Меняйло, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, заместитель министра науки и высшего образования Алексей Медведев, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, ректор АлтГУ Сергей Землюков, ректор КемГУ Александр Просеков, ректор НГУ Михаил Федорук, вице-президент РАН, председатель СО РАН Валентин Пармон, директор ФИЦ “Институт цитологии и генетики РАН” Алексей Кочетов, директор Федерального Алтайского научного центра агробиотехнологий Алексей Гаркуша, заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов, председатель Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии РФ Юрий Михайлов, генеральный конструктор АО “НПФ “Микран” Владимир Доценко, директор по инновационному развитию АО “ЭлеСи” Максим Костырев и многие другие.
Открывая совещание, Алексей Медведев подчеркнул, что ключевое слово при создании НОЦ — “кооперация”, имея в виду взаимодействие реального сектора экономики с наукой и образованием. На базе какой организации будут создаваться центры, не столь важно. Более того, принципиальная позиция министерства — сделать их межведомственными. По словам замминистра, Сибирь выделяется среди других территорий с точки зрения интеграции науки и реального сектора экономики. “В этом смысле мы рассматриваем формирование научных центров в Сибирском регионе — в Новосибирске, Томске, Красноярске, на Алтае, в Кемерово — как приоритетное”, — резюмировал Медведев.
— Сегодня томские промышленники при участии университетов и научных институтов города создают высокотехнологичное оборудование в области связи, машиностроения, радиоэлектроники, информационных технологий, новых материалов, медицины и так далее, — сказал Сергей Жвачкин. — У нас есть сильные центры, но мы не должны дублировать работу, которую кто-то может сделать лучше. Томским вузам в таких случаях лучше присоединяться к проектам соседей. 
— Отдельная тема — синхронизация тематик и профилей наших территорий: Новосибирск, Томск, Алтай, Кемерово. То есть нужно так сложить эту конструкцию, чтобы она повысила конкурентоспособность Сибири, — продолжил тему ректор ТГУ Эдуард Галажинский. — Россия — страна изобретателей, но наша главная проблема — в формировании благоприятной для них среды. Нам нужны люди, которые могут стать некими “пылесосами”, “втягивая” в НОЦ лучшие умы и таланты. 
По мнению Эдуарда Владимировича, главная ответственность при создании центров лежит все-таки на представителях власти. Проиллюстрировал эту мысль ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков. Он предложил усовершенствовать проект федерального закона о научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ, внесенный недавно на рассмотрение в Государственную Думу: “Проект нового федерального закона необходимо доработать с учетом указа президента №204. В силу того что и указ, и закон предполагают большие возможности для интеграции, нужно прежде всего внести изменения в федеральный закон об образовании, который уже устарел. Но законы требуют принятия регулирующих подзаконных нормативно-правовых актов. Это — задача Министерства науки и высшего образования. К сожалению, в свое время Минобрнауки РФ не приняло целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов, что сегодня не позволяет в полной мере наладить сотрудничество вузов с институтами РАН, с промышленными предприятиями, бизнесом”, — подчеркнул ректор АлтГУ.
Неудивительно, что по итогам совещания было принято решение создать межведомственную рабочую группу при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе, которая будет заниматься разработкой предложений по реализации Национального проекта “Наука” в Сибири. Состав рабочей группы должен быть сформирован к 15 сентября.
 Запад есть Запад, Восток есть Восток?
Лучшие практики трансформации классических университетов в наше далеко не классическое время были рассмотрены на заседании Международного академического совета Томского государственного университета. И тут выяснилось, насколько схожие проблемы мучают наших западных и восточных соседей.
— Неограниченное распространение информации, старение населения планеты, изменения климата, быстрое развитие технологий — на образование влияют все вызовы, с которыми общество сталкивается в последние годы, — говорил в своем выступлении Колин Пулхэм, директор Школы химии Университета Эдинбурга. В частности, по его словам, в обществе падает доверие к экспертам, в том числе из-за распространения фейковой информации в Интернете. Другая тенденция — стирание границ между дисциплинами. Здесь, кстати, ТГУ идет в ногу с планетой. Пример междисциплинарной магистерской программы “Развитие человека: генетика, нейронаука и психология”, о которой рассказала член Международного академического совета, научный руководитель Института человека цифровой эпохи ТГУ, профессор Университета Лондона Юлия Ковас, впечатлил участников заседания.
Разговор об особенностях университетов Японии профессор Университета Аояма Гакуин Петр Подалко начал с проблемы интернационализации высшего образования. В 1983 году правительство Страны восходящего солнца взяло курс на интернационализацию: сначала японским университетам ставилась задача набрать 100 тысяч иностранных студентов, затем — 300 тысяч. Таким образом решались и демографические проблемы страны (дефицит квалифицированной рабочей силы), и экономические проблемы самих вузов. Сегодня в Японии 240 тысяч иностранных студентов (для сравнения: в России — свыше 270 тысяч с учетом представителей стран ближнего зарубежья, программа “Экспорт образования” ставит задачу к 2025 году поднять эту цифру до 760 тысяч). И все-таки внутреннее ранжирование вузов важнее для японцев, чем показатели интернационализации и международные рейтинги, которым, правда, в последние годы уделяется особое внимание. Так, диплом всего 10 из 777 японских вузов дает гарантию попадания на государственную службу. Словом, университет вместе с будущей карьерой любящие японские родители выбирают отпрыску еще в детском саду. 
Однако, как подчеркнул профессор Пулхэм, интернационализация делает разнообразной и студенческую популяцию, и мотивацию к получению образования. В подтверждение своей мысли он процитировал слова Нельсона Манделы: “Образование — мощное оружие, с помощью которого мы можем изменить мир”.
О том, как развивать научную дипломатию с помощью научных стажировок, рассказала коллегам руководитель Французского центра Новосибирского государственного университета профессор Мишель Дебренн. Стажировки французских студентов в академических институтах Новосибирского Академгородка фактически стали новой формой сотрудничества научных коллективов. Среди 60 французских студентов-стажеров в 2018 году были математики, IT-специалисты, геологи, биологи, физики, химики, экономисты и даже матлингвисты. Довольны и студенты, получившие опыт работы в иностранных коллективах, и руководство французских Les Grandes Ecoles (Высших школ), где стажировка за рубежом входит в обязательную программу, и научные руководители из институтов Новосибирского научного центра. Профессор Дебренн предложила распространить этот опыт на другие российские университеты. Сопредседатель Международного академического совета ТГУ, лауреат Нобелевской премии мира, профессор Университета Шеффилда Теренс Каллаган подчеркнул, закрывая заседание, что в этом и состоит роль Совета — анализировать лучшие практики и предлагать их к применению если не по всей России, то хотя бы в стенах отметившего свой 140-летний юбилей Томского государственного университета.
Ольга КОЛЕСОВА
Фото пресс-службы ТГУ 

Нет комментариев