Искусство привлекать. Мировые научные конгрессы стоит проводить в России.

“Поиск” неоднократно рассказывал о работе Международного агентства конгрессного обслуживания (МАКО) — организации, которая специализируется на проведении научных конференций и симпозиумов. За годы своей деятельности компания упрочила свои позиции на рынке конгрессных услуг, сегодняшний ее конек — привлечение в Россию разнообразных научных международных мероприятий, способствующих как укреплению российской экономики, так и росту престижа отечественной науки. О нюансах организации подобных мероприятий в нашей стране рассказывают генеральный директор МАКО Светлана ПЛИЕВА, руководитель Департамента по взаимодействию с органами власти и партнерами Ассоциации “Национальное конгресс-бюро” Юлия МИХАЛЕВА и главный научный сотрудник Института проблем комплексного освоения недр им. акад. Н.В.Мельникова РАН (ИПКОН РАН) академик Валентин ЧАНТУРИЯ.
— Светлана, похоже, после успешного проведения в прошлом году в Москве крупнейшего научного события в биологии EMBO Conference on Redox Biology ваша деятельность значительно изменилась. Теперь международные мероприятия подобного рода украшают портфолио МАКО. Легко ли было добиться такого рывка?
Светлана Плиева: Действительно, прошедший год оказался для нас и поучительным, и познавательным. Компании исполнилось семь лет, и мы явно перешли на более серьезную ступень развития. Теперь мы стараемся акцентировать свое внимание на международных мероприятиях, которые по разным причинам пока не проходили в России. Как правило, речь идет о конференциях различных научных ассоциаций, которые устраиваются с определенной периодичностью (профессионалы называют их “номерными”) и проводятся каждый раз в новой стране. Ежегодно таких конгрессов организуется немало: в прошлом году, например, в мире прошли около 12 тысяч номерных мероприятий различных ассоциаций. При этом Россия стала хозяйкой всего лишь 80 из них, хотя потенциальная “емкость” такого рынка у нас составляет более 4 тысяч подобных форумов.
— Цифры говорящие. Почему же, на ваш взгляд, так мало ярких научных мероприятий проводится у нас?
Светлана Плиева: К сожалению, Россия — и конкретно Москва или Санкт-Петербург — никогда не были в нашей отрасли такими лидерами, как Барселона, Вена или Берлин. И причин тому немало. Сегодня мы видим, что существует достаточно большой объем мероприятий, которые можно привлечь в нашу страну. Если еще 3-4 года назад разговаривать на эту тему с потенциальными партнерами было непросто — у них возникало много справедливых опасений по этому поводу — то сейчас интерес к России сильно возрос, и в немалой степени помог в этом состоявшийся недавно в нашей стране Чемпионат мира по футболу. 
Юлия Михалева: Большую часть деловых мероприятий в мире (более 80%) обеспечивают научные сообщества. Но доля России на мировом рынке конгрессных услуг сегодня действительно невелика — она составляет менее 1%. Эта цифра и огорчает, и показывает наши перспективы. С одной стороны, обидно, что организаторы крупнейших форумов пока обходят своим вниманием Россию, с другой, — мы знаем, что потенциальные заказчики постоянно ищут новые интересные места для проведения своих мероприятий, поэтому у нашей страны в этом отношении имеется очень высокий потенциал. Ведь у нас достаточно компетенций, чтобы проводить подобные мероприятия на высоком уровне, есть немало современных площадок, где их можно организовать, да и вообще нам есть чем гордиться и что показать гостям.
— Способствует ли Национальное конгресс-бюро проведению подобных мероприятий?
Юлия Михалева: Конечно! Несмотря на то что НКБ — ассоциация молодая, мы уже добились существенных успехов. Организации, подобные нашей, существуют в большинстве стран мира, цель их деятельности — продвижение страны за ее пределами как места проведения крупных международных мероприятий. Эта система работает в мире несколько десятков лет. Самое первое конгресс-бюро было создано в Детройте (США) в 1895 году, в Европе такая практика получила развитие в середине прошлого века. В России подобной структуры не существовало до конца 2017 года, хотя было несколько попыток ее создания. Основными нашими учредителями стали Фонд “Росконгресс” и Российский экспортный центр. К сожалению, мы чуть позже остальных стран начинаем эту профессиональную деятельность, но ведь не зря говорят: “Долго запрягаем, но быстро едем”. Результаты этой деятельности уже есть: например, на многих профессиональных форумах сегодня организуются единые национальные стенды России, чего не было раньше. Теперь заказчики видят, что мы продвигаем страну в целом: демонстрируем наши возможности, но главное — заинтересованность и поддержку государства в привлечении в Россию международных событий мирового уровня. В планах НКБ — налаживание стратегического партнерства в этой сфере с федеральными структурами и по отраслям. Мы взаимодействуем с системой торговых представительств, МИД РФ, близки к заключению соглашения с Российской академией наук. Еще один козырь — нам удалось в ряде случаев добиться упрощения визового режима для участников крупных международных форумов. Для многих из них это имеет решающее значение. Могу сказать, что у нас уже есть результаты, которыми мы гордимся. За короткий срок поданы больше 15 заявок на проведение международных мероприятий при поддержке НКБ, среди выигранных мероприятий — крупные форумы с числом участников в несколько тысяч человек.
Светлана Плиева: Факт государственной и муниципальной поддержки мероприятия, участия представителей профильных министерств, ведомств и структур в его подготовке и планировании имеет крайне важное значение для потенциальных заказчиков. С учетом того что горизонт планирования крупных мировых конгрессов и других мероприятий составляет в среднем от 3 до 5 лет, а иногда и больше, важна уверенность партнеров в том, что если будет выбрана Россия, то событие безоговорочно состоится и пройдет на требуемом уровне. К тому же при обсуждении возможных мест проведения того или иного форума в первую очередь рассматриваются “страновые” заявки, то есть те, что поддержаны Национальным конгресс-бюро. Считается, что такая поддержка является гарантией высоких стандартов качества. 
Буквально недавно вместе с нашими партнерами из Ассоциации детских анестезиологов и реаниматологов я ездила в Брюссель представлять Москву в качестве места проведения Европейского конгресса по детской анестезиологи (European Congress on Paediatric Anaesthesia), говорила о том, что мы работаем в партнерстве с Национальным конгресс-бюро (кстати, оно предоставило нам финансовую помощь для организации поездки). На мой взгляд, презентация прошла успешно. Теперь нам предстоит кропотливая и серьезная работа. Я надеюсь, что ее результатом будет проведение мероприятия в нашей стране. 
Кстати, в данном случае я поставила себе целью изменить представление о том, что научные форумы в России проводить сложно и неинтересно, и помочь научным кругам осуществить их желания на практике. Выяснилось, что наши детские анестезиологи очень давно не ездят на зарубежные конференции, — в связи с ростом валютных курсов такие мероприятия им просто не по карману. То есть отечественные ученые, медики не имеют информации из первых рук о том, что происходит в области анестезиологии за рубежом, а их коллеги из других стран ничего не знают о российских достижениях. Так не может продолжаться! Науке необходимо общение, и задача профессионалов — помочь обеспечить такое общение, в том числе и на территории нашей страны.
Вместе с тем не могу не отметить возрастающую активность и помощь региональных конгресс-бюро, в частности, из Санкт-Петербурга, Башкирии и Татарстана, которые, понимая сложности, возникающие по привлечению научных мероприятий в Россию, оказывают нам значительную поддержку при решении ряда вопросов. 
— Не могли бы вы привести примеры, когда ваши усилия сработали?
Светлана Плиева: Совсем скоро в Москве открывается 29-й Международный конгресс по обогащению полезных ископаемых IMPC 2018. Мы готовили его несколько лет вместе с нашим партнером ИПКОН РАН. Могу сказать, что я горжусь таким сотрудничеством и тем, что мероприятие проводится в России во второй раз, хотя и разделяют эти два события 50 лет!
Валентин Чантурия: Действительно, в 1968 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде) проходил VIII Международный конгресс по обогащению полезных ископаемых, а вскоре он состоится в Москве (ровно через 50 лет) и станет для нас в каком-то смысле юбилейным. Это очень важное мероприятие для науки, на нем обсуждаются самые яркие мировые достижения в нашей области, а также проблемы, стоящие перед отраслью, и пути их решения.
— Трудно ли было добиться проведения этого конгресса в России?
Валентин Чантурия: Безусловно. Эта история длилась около восьми лет. В 2010 году председатель Международного совета по обогащению полезных ископаемых профессор Кирилл О’Коннор (ЮАР) предложил нам рассмотреть возможность проведения конгресса в России. Скорее всего, связано это было с тем, что Россия занимает 3-е место в мире по добыче и переработке минерального сырья (после США и Китая), — наша страна добывает и перерабатывает на 200 крупных обогатительных фабриках около миллиарда тонн рудного сырья в год. Кроме того, российские ученые и представители горных компаний активно участвуют во всех международных конгрессах, представляя новейшие и значимые результаты исследований, что постоянно отмечают наши иностранные коллеги.
Но для организации в стране такого рода мероприятий одного желания специалистов мало — необходимо заручиться государственной поддержкой, найти спонсоров, бизнес-партнеров. В 2011 году я от имени Научного совета по проблемам обогащения полезных ископаемых обратился с просьбой поддержать проведение конгресса в Москве к тогдашнему президенту РАН академику Юрию Осипову, а он, в свою очередь, — к Председателю Правительства РФ В.Путину. Мы написали официальное письмо с обоснованием необходимости проведения форума в Москве, в котором отмечалось, что на мероприятие съедутся ведущие горно-перерабатывающие компании мира, а также представители науки, которым необходимо обмениваться опытом в области переработки минерального сырья, создания новых технологий и т.д. Наша инициатива была поддержана, и в 2012 году в Дели (Индия), где в то время проходил XXVI Международный конгресс IMPC, было подписано предварительное соглашение о проведении форума в России. Окончательное же решение было принято через два года на конгрессе в Чили, где мы уже совместно с МАКО представили развернутую презентацию по научным и организационным вопросам.
Светлана Плиева: После этого решения мы с головой погрузились в работу и еще через два года, в 2016-м, представили московский форум на очередном конгрессе в Квебеке (Канада), где Россия официально приняла эстафету на проведение 29-го Международного конгресса по обогащению полезных ископаемых IMPC 2018.
— Валентин Алексеевич, сказалось ли на вашем решении погрузиться в пучину подготовки такого масштабного мероприятие наличие бизнес-партнера в лице МАКО?
Валентин Чантурия: Конечно. Этот форум невероятно масштабен. В Москву приезжают свыше 1100 участников из 47 стран мира. Научная программа включает 15 главных тем и 3 круглых стола. Кроме того, в рамках конгресса проводится международная выставка “IMPC 2018-EXPO. Добыча и переработка минерального сырья”. Понятно, что организовать все это силами института не представляется возможным. Поэтому когда в 2014 году я прочитал в “Поиске” публикацию о российской компании МАКО, оказывающей услуги по проведению научных конгрессов, стало понятно: это — наш шанс. Все эти годы я убеждаюсь в правильности решения о сотрудничестве со специалистами этой компании — с ними все организационные вопросы решаются быстро и четко.
Светлана Плиева: В завершении хочу сказать, что мы очень четко понимаем свою роль: МАКО — это партнер, который делает все. На нас лежат финансовые, организационные, визовые вопросы. Все главные риски мы берем на себя, привлекаем спонсоров и участников, делаем маркетинг и готовим программу мероприятия, организуем логистику и т.д. В частности, благодаря поддержке Национального конгресс-бюро мы смогли “пробить” облегченный визовый режим для участников трех предстоящих мероприятий. Для европейцев или американцев, которые привыкли практически всюду обходиться без виз, это особенно важно, особенно при выборе страны проведения мероприятия. 
Часто мы с заказчиком практически становимся одной семьей на долгие годы. Своим партнерам мы и площадку посоветуем, и логистику организуем, и всю инфраструктуру мероприятия создадим с нуля, и такую культурную программу в отведенном бюджете предложим, какой никто и не ожидал! 
Прошедший в Москве Чемпионат мира по футболу признан лучшим за всю историю и изменил восприятие России в целом. Для нас это — планка, на которую мы теперь просто обязаны равняться. И все свои силы, эмоции, часть самих себя мы вкладываем в достижение этой цели — сделать так, чтобы каждое международное научное мероприятие, которое проводится в России впервые или привлечено спустя десятилетия, признали лучшим за всю историю его проведения. 
Беседовала Светлана БЕЛЯЕВА
Фото Николая Степаненкова
На снимках: Светлана Плиева и Юлия Михалева; Валентин Чантурия.

Нет комментариев