Поиск - новости науки и техники

Законный интерес. Споры о судьбе российского образования продолжатся в Госдуме.

2 августа, с опозданием всего на пару дней от намеченного на конец июля срока, проект Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” был направлен в Госдуму. Распоряжение об этом подписал глава правительства Дмитрий Медведев.
Напомним, проект Федерального закона “Об образовании в РФ” был разработан Минобрнауки во исполнение комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы России на период до 2010 года. Концепция и техническое задание на разработку законопроекта были утверждены Комиссией по законопроектной деятельности правительства еще в 2009 году. За два года после разработки законопроект прошел беспрецедентно широкое общественное обсуждение: в рамках парламентских слушаний, в Общественной палате, на конференциях Российского союза ректоров, на традиционных августовских педагогических совещаниях, на различных сайтах в сети Интернет. Кстати, в результате обсуждения в Интернете министерством было получено более 17 тысяч замечаний и предложений к законопроекту. Документ также рассматривался различными общественно-профессиональными объединениями: профсоюзами в сфере образования, общероссийскими объединениями работодателей (Торгово-промышленной палатой, “Опорой России”, РСПП, “Деловой Россией”). В мае он был представлен на заседании российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и в целом поддержан. Проект ФЗ прошел согласование с 31 ведомством, а также с субъектами Российской Федерации, причем 46 из них согласовали законопроект без замечаний, а 37 представили свои замечания, в целом поддержав его.
Заключительным аккордом обсуждения проекта закона буквально за день до представления его “на правительство”, стала дискуссия, состоявшаяся в рамках заседания Экспертного совета по образованию “Открытого правительства”. В двухчасовом разговоре с экспертами, местом проведения которого стал НИУ “Высшая школа экономики”,  принял участие и председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев:
– Я даже не могу припомнить, какой еще законопроект у нас так долго обсуждался.
Может быть, это и неплохо, потому что речь идет об образовании, а в этой сфере, как, пожалуй, и в медицине, все считают себя специалистами. Хотел бы поблагодарить всех, кто работал над законопроектом в последнее время, в документах были учтены самые важные и принципиальные вещи. И сегодня этот законопроект, по мнению большинства специалистов, уже готов к тому, чтобы его отправлять для дальнейшей работы в Госдуму. Впрочем, и там предстоит провести немало дискуссий.
Прямым подтверждением сказанному о предстоящих дискуссиях в ГД стала концепция альтернативного, разработанного фракцией КПРФ, законопроекта об образовании, представленная участникам встречи первым заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию Олегом Смолиным. Для наглядности он передал Дмитрию Медведеву специальную сравнительную таблицу двух законов. “В ней 76 позиций, – пояснил Олег Николаевич. – По 10 наши позиции полностью совпадают, по 24 мы пытаемся дать ответ на те вопросы, которые в правительственном проекте обходятся молчанием, и по 42 имеем разные позиции: иногда – небольшие различия, иногда – полная противоположность”. По мнению авторов альтернативного документа, требуется существенно увеличить долю государственных расходов на образование (до 7% ВВП), ввести для сферы образования налоговые льготы, предусмотреть смешанную форму финансирования образовательных учреждений, поскольку нынешняя (подушевая) приводит к резкому сокращению числа сельских школ. Говоря о том, как прописаны положения о социальных гарантиях в последних версиях проекта “официального” закона, Олег Смолин отметил “очень большой прогресс”: “Прекрасно, что зарплату педагогов приравнивают к средней по региону, еще недавно она была меньше двух третей от средней по РФ. Сейчас в ряде регионов зарплата повышена, но, обращаю внимание, мы приравниваем высококвалифицированный педагогический труд, как правило, на полторы ставки к самому среднему по региону. Приравнивать к средней зарплате нужно не зарплату, а ставки”. Смолин также подчеркнул необходимость прописать в “большом законопроекте” привязку студенческих стипендий не к минимальной заработной плате, а к прожиточному минимуму, как более объективному показателю.
Депутат предложил разместить текст альтернативного проекта “О народном образовании” для широкого обсуждения на сайте “Открытого правительства” (документ доступен по адресу – http://большоеправительство.рф. – Прим. ред.). Медведев идею поддержал, подчеркнув, что очень многие позиции, которые были озвучены О.Смолиным, “абсолютно понятны”. “Значительная часть из них мной просто разделяется. Я не уверен, что полностью солидарен с теми рецептами, которые предлагаются, но в том, что те проблемы, которые есть, Олег Николаевич абсолютно правильно выделяет, у меня сомнений никаких нет”, – добавил премьер.
– Ухудшается ли ситуация в образовании? Вы знаете, мне кажется, на этот вопрос любой разумный человек не может ответить абсолютно категорически, – заметил Дмитрий Медведев. – Она и ухудшается в чем-то, и улучшается. Потому как, все мы понимаем, что еще 5-7 лет назад в образовании было существенно меньше денег, и все-таки ситуация была гораздо более сложной. Если говорить о различного рода показателях и индексах, наверное, все гораздо сложнее. Другое дело, что во все эти показатели, во все эти индексы, во все эти оценки мы все верим не до конца.
Говоря о возможности повышения зарплат преподавателей вузов, премьер посетовал:
– Я вот с вами сейчас проведу еще 30-40 минут и потом поеду на гораздо менее приятное совещание, посвященное дележу денег. Там будет солировать уже не министр образования, а министр финансов, и речи у него будут гораздо более тоскливые. Мне придется делать выбор. Хочу вам откровенно сказать: это довольно непростой выбор, когда ты отрезаешь у одной сферы, ты понимаешь, что не можешь добавить в другую сферу, особенно в условиях весьма сложной международной финансовой обстановки. Тем не менее мы уже провели целую серию консультаций, большую часть предложений, которые были у Министерства образования и науки, я поддержал, и она будет включена. Мы сделаем все, что предусмотрено и в указах президента, и то, что на самом деле давным-давно пора сделать. Но, естественно, это будет не однократное увеличение, а, как и предусмотрено соответствующими документами, к 2018 году. А вот темпы увеличения – это как раз то, вокруг чего, не скрою, сейчас ломаются копья, потому что Министерство финансов хочет это сделать медленнее, естественно, Министерство образования и науки – быстрее. Но в любом случае, мы какой-то темп сохраним и выйдем на программные показатели к 2018 году, не сомневайтесь.
Кстати, именно разногласия между двумя министерствами послужили причиной переноса срока передачи проекта закона в Госдуму: еще неделя была дана двум ведомствам на завершение процедур согласования. Об этом стало известно на следующий день после заседания экспертов “Открытого правительства”: законопроект “Об образовании” стал предметом обсуждений уже на заседании Президиума Правительства РФ. Предваряя выступление на президиуме министра образования и науки, Дмитрий Медведев вспомнил о дискуссии, состоявшейся накануне:
– Я вчера принимал участие в обсуждении закона об образовании, разные точки зрения высказывались, но надо признать, что наше образование все-таки живо. Подтверждение тому – информация, которая пришла только что: наша национальная сборная команда по физике привезла в Москву три золотые и две серебряные медали с Международной физической олимпиады. Это означает, что уровень-то образования – мировой, во всяком случае, по отдельным направлениям. На встрече с экспертами “Открытого правительства” мы говорили и о том, какие возможности созданы в рамках законопроекта для развития дошкольного, общего, среднего, профессионального и высшего образования. По большому счету закон должен не только решить проблемы образования, но и стать основой развития человеческого потенциала в стране. Образование в России, хотел бы специально это подчеркнуть, было и останется бесплатным. Большинство из положений предыдущего базового закона, имею в виду доступность образования, право выбора школы, обучение на родном языке, не только остаются приоритетными, но и специально детализируются.
Докладывая о проекте закона “Об образовании”, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов напомнил, что действующее законодательство об образовании, хотя и было для своего времени одним из наиболее прогрессивных, было принято около 20 лет назад и на сегодняшний день не в полной мере регулирует сложившиеся отношения в сфере образования. Более того, за последние годы в связи с активным изменением этой сферы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. При этом практика внесения изменений в действующие нормативные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс.
– Предлагаемым законопроектом об образовании в РФ сохраняются и дополнительно детализируются действующие базовые принципы и гарантии реализации прав граждан в сфере образования, – продолжил министр. – При этом новый закон опирается на достигнутые результаты модернизации системы образования. В нем нашли отражение лучшие образовательные практики, образовательные технологии, подтвердившие за последние годы свою эффективность.
Законопроект также опирается на принцип открытости системы образования. Для этой цели в нем закрепляются реально апробированные на практике механизмы, такие как участие заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, например, через проведение общественной и общественно-профессиональной аккредитации, учет ее результатов при государственной аккредитации и т.д.. А также информационная открытость системы образования для потребителей – например, обязательное ведение интернет-сайта образовательной организации, установление перечня информации, обязательной для размещения и опубликования, публикация отчетов о самообследовании и т.д. Закрепляется система мониторинга в сфере образования, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике, в том числе на уровне отдельных организаций. Вводится процедура независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценку деятельности образовательных организаций, в частности определять достоверность публикуемой ими информации о качестве образования, его соответствии ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг.
Кроме того, в законопроекте предложен ряд новых механизмов, направленных на развитие отрасли, таких, например, как расширение круга организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане смогут получать бесплатное образование, увеличение возможности ведения образовательной деятельности негосударственными, в частности коммерческими, организациями.
Значительное внимание уделено и закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений: педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе и вводится обязательство по созданию условий для обеспечения их профессиональной деятельности. В совокупности указанные нормы позволят создать необходимые предпосылки для перехода к эффективному контракту с педагогическими работниками.
Одновременно с этим в законопроекте описано правовое положение обу-чающихся: их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся и стипендий, и предоставления мест в общежитиях, и обеспечения учебниками, питанием и т.д. Также закрепляются права и обязанности родителей обучающихся или их законных представителей. Установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей и закреплены их права на получение информации, на их участие во всех видах обследования обучающихся, на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания. Кроме того, впервые предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Предусматриваются законопроектом и новые нормы педагогической экспертизы в отношении нормативно-правовых актов, затрагивающие вопросы обучения и воспитания, инновационной экспериментальной деятельности в сфере образования и т.д., которые в совокупности призваны обеспечить динамичное развитие системы образования в будущем.
Однако, несмотря на проделанную работу по согласованию документа, по словам министра, все еще остаются два принципиальных разногласия с Министерством финансов России. Им Дмитрий Ливанов уделил отдельное внимание:
– Первое касается сохранения в законопроекте в полном объеме мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих на селе. Здесь речь идет, прежде всего, о компенсации коммунальных расходов, которые уже установлены действующим законодательством. Считаем принципиально важным эти нормы сохранить. Второе разногласие заключается в установлении гарантий по заработной плате не ниже средней по экономике в регионе. Мы также считаем принципиально важным зафиксировать эту позицию как политическое решение. Мне кажется, что, если это решение будет принято, оно создаст для нас бесконфликтную ситуацию при рассмотрении законопроекта в Госдуме.
Комментируя эти разногласия, министр финансов РФ Антон Силуанов заметил, что Минфин в целом законопроект поддерживает, но “все-таки есть ряд соображений, которые требуют дополнительного обсуждения”. Например, вопросы, “касающиеся полномочий как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации в первую очередь”: “Поэтому здесь нам нужно соблюсти требования и законодательства
184-го закона о разграничении полномочий, не нарушив сферы ведения как РФ, так и субъектов РФ. В связи с этим просил бы еще раз рассмотреть дополнительные соображения по отдельным позициям этого законопроекта”.
В ответ на просьбу Минфина премьер согласился дать “для доработки ньюансов” еще семь дней, предложив членам Президиума Правительства РФ в целом документ одобрить. Что и было выполнено.
Остается добавить, что, поскольку принятие законопроекта потребует изменений и в большом количестве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в других отраслях экономики и социальной сферы, был также подготовлен проект ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации””. Он предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов. На реализацию норм законопроекта в случае его вступления в силу из федерального бюджета только в 2013 году потребуется дополнительно 16 млрд рублей, а из бюджетов субъектов Федерации – более 400 млрд рублей. В то же время расходы бюджетов муниципальных образований сократятся на 112 млрд рублей.
По мнению министра Дмитрия Ливанова, у нового закона “Об образовании” хорошие перспективы. “Думаю, он будет принят либо в конце этого, либо в начале следующего года. Поскольку закон сложный, мы его разошлем во все регионы. Учитывая это, первое чтение в Госдуме, скорее всего, состоится не раньше октября. В 2013 году закон вступит в силу – целиком и сразу. Его внедрение не вызовет особых трудностей, так как в текст нового документа заложена преемственность действующих сегодня норм”, – считает министр.

Нина ШАТАЛОВА

Нет комментариев