Комета “в профиль”

Группа космических исследований Школы естественных наук ДВФУ и сотрудники Уссурийской астрофизической обсерватории, ведущие совместное наблюдение за кометой 21Р/Джакобини-Циннера, получили недавно уникальный материал. Это небесное тело первым открыл французский астроном Мишель Джакобини в созвездии Водолея в декабре 1900 года. На небосклоне Земли комета с диаметром ядра порядка двух километров, рождающая метеорный поток Дракониды, появляется с частой один раз в 6,6 года. Благоприятная сентябрьская погода в Приморье дала астрофизикам возможность сделать высококачественные снимки космической гостьи, перемещающейся по созвездиям Возничего, Близнецов, Ориона и Единорога. Совмещение двадцати последовательно отснятых кадров позволило получить высоко детализированное изображение кометы. Как обещают ученые ДВФУ, изучение снимков выявит новые данные о микрофизических свойствах космической пыли. Такие исследования — одно из направлений фундаментальной науки, раскрывающее знания об истории образования и эволюции Солнечной системы.
“Уникальность ситуации в том, что фазовый угол нашего наблюдения за кометой составляет около 80°. Другими словами, мы смотрим на нее “в профиль”. Такая геометрия наблюдений позволяет очень точно оценить расстояние, на которое частицы кометной пыли выбрасываются в сторону Солнца, — рассказал руководитель группы, ведущий научный сотрудник ДВФУ Евгений Зубко. — Таким образом, у нас есть точная оценка протяженности пылевой комы (газово-пылевого облака вокруг ядра кометы) в направлении Солнца, и мы можем с большой точностью определить скорость выброса частиц и эффект, который оказывает на их последующее движение давление солнечного излучения. Сейчас мы анализируем эти данные”.
Астрофизики ДВФУ сотрудничают с Университетом Гранады, Институтом астрофизики в Андалусии (Испания) и Астрономическим институтом Словацкой академии наук, работают в составе международных групп в нескольких исследовательских проектах. Их результаты публикуются в таких научных журналах, как Icarus, Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Astronomy&Astrophysics и др. В настоящее время готовится статья о новых данных, полученных в результате исследования кометы21Р/Джакобини-Циннера, которая также будет размещена в одном из авторитетных изданий.