С расчетом на ведущих. От лидеров высшей школы ждут особых усилий.

Задачу вхождения российских вузов в мировые рейтинги, поставленную Президентом РФ в 2012 году, можно считать во многом решенной. Что дальше? “Если раньше наш фокус внимания был сосредоточен на том, чтобы стать видимыми в мире, то сейчас перед ведущими университетами стоят и другие задачи”, — отметил председатель совета Ассоциации глобальных университетов, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, открывая общее собрание членов ассоциации. На обсуждение были вынесены два основных вопроса: роль глобальных исследовательских университетов в выполнении майского указа президента и новая модель аккредитации вузов. 
С первоочередных задач глобальных университетов начала выступление заместитель Правительства РФ Татьяна Голикова. Поскольку государство вложило в их развитие значительные инвестиции, теперь они работают на более высоком уровне, нежели средний российский вуз, и обязаны способствовать подъему отечественной высшей школы в целом, повышать качество школьного образования, развивать науку и инновации. Однако и задача дальнейшего роста международной конкурентоспособности российского образования сохраняется: в частности, нужно расширять присутствие наших вузов в мировых рейтингах, в том числе по тем направлениям, где пока успеха достичь не удалось. Для этого будут создаваться центры компетенций в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, биотехнологии, клиническая медицина, урбанистика и архитектура, дизайн и коммуникации. 
При оценке эффективности работы ученых вице-премьер предложила учитывать не только общие базы данных публикаций (Web of Science и Scopus), но и отраслевые, а также отраслевые рейтинги, которым раньше значения не придавалось (сельскохозяйственные, медицинские и другие).
Татьяна Голикова сообщила, что уже с 1 января 2019 года будут запущены национальные проекты “Образование” и “Наука”, сейчас же начинается предметное обсуждение федеральных проектов, которые войдут в их структуру: “всех мероприятий, объемов ассигнований, участников”. Экспертную группу по нацпроекту “Образование” возглавили Ярослав Кузьминов и ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимир Мау. Председателем общественно-делового совета по нацпроекту “Образование” стала руководитель фонда “Талант и успех” Елена Шмелева.
Участники общего собрания ассоциации подготовили целый ряд предложений для правительства по наполнению нацпроекта “Образование”. Основные из них представил Я.Кузьминов. 
В частности, ректоры предлагают разработать программу формирования национальных исследовательских сетей (проект “Вернадский”). Она основана на сотрудничестве университетов, имеющих сильные научные школы, с региональными вузами, у которых есть задел в том же предметном направлении. Как считает ректор “Вышки”, эта программа позволит России к 2024 году войти в ТОП-5 стран-лидеров по научным исследованиям, как это предусмотрено в майском указе главы государства.
В рамках сотрудничества ведущих и региональных университетов предлагается также открывать сетевые образовательные программы. Причем речь не идет о том, чтобы студенты в регионах переходили на онлайн-курсы, записанные профессорами ведущих университетов. Вопрос формы, по словам ректора НИУ ВШЭ, в данном случае вторичен, главное — чтобы вузы развивали сетевые отношения и головной университет брал на себя ответственность за качество преподавания основных дисциплин.
Среди других были и такие предложения:
— начиная с 2020 года выделять гранты вузам и научным институтам, привлекающим на работу ведущих российских и зарубежных ученых с высокими научными результатами, и финансировать за счет этих грантов не менее половины зарплаты этих ученых (для организаций, расположенных в регионах РФ, — не менее 70%); 
— включить ведущие отраслевые университеты в состав исполнителей государственных программ развития отраслей в части прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок; 
— вывести на рынок заочного высшего образования программы, построенные на использовании массовых открытых онлайн-курсов Национальной платформы открытого образования, увеличить бюджетный прием на такие программы;
— для поддержки талантливых школьников создавать специальные учебно-научные центры интернатного типа на базе глобальных университетов по модели СУНЦ МГУ, УрФУ, НГУ (ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов предложил также в крупных городах открывать лицеи при вузах по модели НИУ ВШЭ и МИФИ). 
Задавая тон обсуждению второго вопроса, новой модели аккредитации вузов, Т.Голикова подчеркнула, что “необходимо достичь четкого понимания, что такое качество образования и каковы его критерии”. Вице-премьер напомнила, что создана рабочая группа по совершенствованию системы аккредитации вузов, и предложила в ее рамках поставить вопрос об объединении процедур лицензирования и государственной аккредитация. 
Заметив, что сегодня очень много претензий предъявляется к качеству экспертов, оценивающих соответствие вузов установленным требованиям, вице-премьер подчеркнула, что, во-первых, критерии, по которым можно было бы оценить уровень эксперта, сегодня также отсутствуют. Во-вторых, за то, что среди экспертов оказываются не самые лучшие специалисты, ответственны и сами ректоры. Некоторые ведущие университеты вообще не имеют своих представителей среди экспертов. 
Участники рабочей группы должны тщательно обсудить новые изменения и дать всестороннюю оценку последствий нововведений. Вице-премьер подчеркнула, что в случае принятия решения о новой системе аккредитации будет необходим некий переходный период. 
По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в общем образовании единая система оценки качества уже создана. Высшей школе удалось избавиться от некачественных вузов и образовательных программ, но инструменты, позволяющие судить о качестве образования в том или ином вузе, еще предстоит создать. “Мы заинтересованы в совместной работе с Ассоциацией “Глобальные университеты”, Министерством науки и высшего образования России, региональными вузами”, — подчеркнул С.Кравцов.
Новая модель аккредитации предполагает три уровня. Первый — базовая аккредитация, которая выдается и отзывается вместе с лицензией для бакалаврских программ, реализуемых через сетевое взаимодействие с другими вузами. Второй уровень — продвинутая аккредитация, в том числе для магистерских программ, выдаваемая после независимой оценки результатов студентов. Третий уровень, дающий право на аспирантуру, — аккредитация ведущего вуза. Она присваивается по результатам независимого аудита и международной экспертизы, для ее подтверждения вузу необходимо иметь научные школы и присутствовать в глобальных рейтингах.
Министр науки и высшего образования Михаил Котюков предложил начать с апробации этой модели в ведущих вузах:
— Считаю, что в условиях глобальной цифровизации от архаичных инструментов контроля нужно постепенно уходить, — заявил он. — Любой университет является генератором большого количества цифровых данных, на их основе нам нужно настраивать систему перманентного мониторинга качества реализации образовательных программ. Государство закупает на рынке определенные услуги, нам нужна система постоянной оценки их качества. Для начала возможен эксперимент в ограниченном кругу организаций, которые доказали свою состоятельность, а в дальнейшем можно говорить о масштабировании, — отметил М.Котюков.
Как считает Ярослав Кузьминов, новый механизм аккредитации позволит сформировать критерии оценки высшего образования, в равной степени понятные абитуриентам, студентам и работодателям. Кроме того, он создаст стимулы вузам для повышения качества образовательных программ.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова
 
 

Нет комментариев