Застолбим участок? Ученые готовы обосновать права России на значительную часть арктического шельфа.

Россия, как известно, последовательно борется за свои экономические права в Арктике. Близится к завершению работа специальной группы отечественных экспертов по обоснованию прав нашей страны на увеличение российской экономической зоны континентального шельфа в этом регионе. Выводы, сделанные специалистами Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) и учеными институтов РАН, занимающихся тектоникой Арктики, лягут в основу обновленной заявки России в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Результаты почти 10-летней работы этой группы были рассмотрены на заседании Научно-координационного совета “Роснедра — РАН”.
О сути проблемы и итогах проделанной работы рассказывает заместитель директора Института океанологии им. П.П.Ширшова член-корреспондент РАН Леопольд ЛОБКОВСКИЙ, выступавший на заседании с одним из основных докладов — “О создании базовой модели геологической эволюции Арктики для обоснования обновленной заявки России”.

— В 1982 году большинство стран, в том числе и Россия, — вводит в курс дела ученый, — ратифицировала конвенцию, определяющую критерии (в основном геологического характера), по которым государства, имеющие морское побережье, могут претендовать на увеличение своей исключительной 200-мильной экономической зоны шельфа.
В декабре 2001 года Россия направила Генеральному секретарю ООН представление, сделанное на основе геолого-геофизических материалов, полученных за последние 40 лет в Арктике российскими исследователями, о расширении внешней границы ее зоны.
В 2002 году специально созданная Комиссия ООН по границам континентального шельфа рассмотрела материалы по этой заявке и предложила России представить дополнительные экспериментальные данные, которые подтвердили бы континентальную природу глубоководных поднятий Амеразийского суббассейна и их структурную связь с континентальной окраиной Сибири, что может свидетельствовать о том, что они служат естественным продолжением материка.
Кроме того, комиссия ООН рекомендовала создать не противоречащую экспериментальным данным модель эволюции Арктического бассейна.
— Как устанавливаются границы шельфа и какие у нас основания для их расширения?
— Если площадь континентальной окраины материка выходит за пределы 200-мильной зоны, то граница геологического шельфа определяется по границе мощной осадочной толщи. Но максимальная добавочная ширина этой зоны не может превышать 150 миль.
Получается, что суммарная ширина экономической зоны шельфа не может быть больше 350 миль. Этот же критерий справедлив и для подводных возвышенностей и хребтов. Если какой-то морской хребет имеет континентальное происхождение, то от него можно отсчитать 150 миль приращения.
В нашем случае речь может идти, скажем, о хребтах Ломоносова и Менделеева. Если доказать, что тот и другой имеют континентальное происхождение и являются продолжением геологических структур, тянущихся с материка, то можно надеяться на максимальное приращение по 150 миль вдоль каждого из них в глубь Северного Ледовитого океана.
Но есть исключение, которое может позволить России выйти за границы предельной 350-мильной зоны. В случае, если мы имеем доказанное продолжение континентальной окраины самой плиты в сторону океана, то ограничение в 350 миль не работает.
— Когда Россия должна подать новую заявку?
— Повторная заявка в комиссию ООН на расширение внешней границы континентального шельфа должна быть подготовлена окончательно в 2013-м и подана в 2014 году. Провести детальное исследование морского дна с отбором проб и тем более глубоким бурением, которое дало бы однозначную информацию о строении морского дна в пределах зоны, на которую претендует сегодня Россия, практически невозможно. Поэтому, в условиях относительной достоверности определения глубинного строения и типа коры геологических структур морского дна по геофизическим материалам, большее, если не решающее значение приобретает построение адекватной модели геологической эволюции Арктического региона. Она должна доказывать континентальное происхождение тектонических структур центральной области Северного Ледовитого океана и их структурно-генетическую связь с Евразийской континентальной окраиной. Это тем более важно, что Комиссия ООН, рассматривающая первую заявку России, поданную в 2001 году, рекомендовала создать такую модель.
 — Что для этого уже сделано?
— Вице-президент РАН академик Н.Лаверов, курирующий в Академии наук геологическое направление, предложил Федеральному агентству по недропользованию, ответственному за подготовку материалов для повторной заявки России в комиссию ООН, максимально использовать для создания такой модели потенциал Российской академии наук.
Руководство Федерального агентства по недропользованию приняло это предложение, и в 2010 году был объявлен тендер на выполнение работы “Построение плитотектонических реконструкций и модели напряженного состояния литосферы Арктического региона в связи с проблемой расширения внешней границы континентального шельфа РФ”. По итогам тендера головной организацией этого проекта стал Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН, а в качестве соисполнителей выступили ведущие институты РАН, занимающиеся проблемами геологии Арктики: Геологический институт РАН, Институт физики Земли им. О.Ю.Шмидта РАН, Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН, а также ФГУП “ВНИИОкеангеология им. И.С.Грамберга”.
Был сформирован временный творческий коллектив под руководством академика Н.Лаверова, состоящий из ведущих специалистов РАН соответствующих направлений, перед которыми была поставлена задача создания количественной геодинамической модели эволюции Арктического региона и подготовки на ее основе научного обоснования внешней границы российской части континентального шельфа в Арктике. Ответственным исполнителем работ по договору “Роснедра — РАН” утвердили меня.
— В чем же смысл этой модели и как она поможет усилить наши аргументы?
— Для понимания строения и эволюции Арктического региона важно то, что в его пределах находятся докембрийские блоки континентальной коры, представляющие собой фрагменты древней платформы. О возможности существования такой платформы, названной Гипербореей, писал еще в 1935 году российский ученый Н.Шатский. Позднее, в 1978 году, Л.Зоненшайн и Л.Натапов в своей плитотектонической модели эволюции Арктического региона развили представления о древнем континенте, игравшем существенную роль в этой эволюции, и назвали его Арктидой. Уже совсем недавно, в 2000 году, российский тектонист В.Хаин и некоторые другие исследователи, основываясь на современных геолого-геофизических данных, высказали в своих работах предположение о том, что фрагменты древнего кратона Арктида, разрушенного в ходе палеозойско-кайнозойской эволюции, сегодня занимают практически всю полярную область, вскрываясь (по континентальному обрамлению арктических океанических бассейнов) на архипелаге Новая Земля, полуострове Таймыр, Карском массиве, Новосибирских островах, архипелаге Де-Лонга, острове Врангеля, на Канадском Арктическом архипелаге и в некоторых других местах Арктики.
Есть все основания полагать, что основные структуры Центральной Арктики, а именно: хребет Ломоносова, поднятие Альфа-Менделеева, котловины Подводников и Макарова, хребет Нортвинд и другие, представляют собой сохранившиеся в ходе геологической эволюции фрагменты древнего кратона Арктида. При такой картине геологической эволюции Арктического региона хребет Ломоносова, как и поднятие Альфа-Менделеева, должны являться естественными продолжениями материковых окраин Евразии и Северной Америки. Это создает научную базу для определения внешних границ континентального шельфа государств данного региона.
Ключевую роль в обосновании таких границ сыграет построение адекватной модели мезо-кайнозойского разрушения кратона Арктида. В нее должны быть включены: образование Канадской котловины во времена поздней юры — раннего мела, формирование бассейнов Макарова и Подводникова и хребтов Альфа и Менделеева в меловой период, начиная с апт-альбского времени, возникновение Евразийского спредингового бассейна с океаническим хребтом Гаккеля в центре бассейна и континентальным хребтом Ломоносова по восточному обрамлению в кайнозое. Таким образом, возникает “тектонический мост” между Евразийской и Северо-Канадской плитами. Соответственно, экономическая зона шельфа России будет отсчитываться в обе стороны от тектонического моста.
Благодаря этому возникают основания для резкого увеличения территории, относящейся к экономической зоне шельфа России. Разработанная модель также дает научное обоснование для расширения шельфов Канады и Дании.
— Что сделано и что еще предстоит сделать для того, чтобы существенная часть Арктики, в которой сосредоточено немалое количество неразведанных запасов нефти и газа, стала российской?
— Сделано достаточно много. На заседании Научно-координационного совета “Роснедра — РАН” отмечалось, что за прошедшие годы было проведено четыре полевые экспедиции в акватории Северного Ледовитого океана, выполнен не имеющий аналогов в мире объем геофизических, батиметрических и геологических работ в районе Центрально-Арктических поднятий. Также удалось составить геологические, геофизические, батиметрические и тектонические карты, подтверждающие континентальную природу хребтов Менделеева и Ломоносова.
Но и сделать предстоит еще немало. Выполненные исследования показали необходимость провести в этом году дополнительные морские геолого-геофизические работы, которые помогут решить спорные вопросы в пользу России. Кроме того, нужно максимально полно использовать геологические и геофизические материалы прошлых лет, имеющиеся в распоряжении Российской академии наук, Федерального агентства по недропользованию и других организаций. Есть еще вопросы, которые надо решать, но сроки завершения работ уже определены. Российская сторона готова приступить к составлению обновленной заявки и рассчитывает представить ее в комиссию ООН во втором квартале 2013 года.

Подготовил Михаил БУРЛЕШИН