Здесь климат иной. Многие проблемы Северного Кавказа годами ждут своего решения.

Проблемы, связанные с Северным Кавказом, беспокоят общество не одно десятилетие. Несмотря на то что острый период позади, вопросов, на которые нужно искать ответы, осталось немало. Эти вопросы стали темой обсуждения на круглом столе “Северный Кавказ в системе глобальных и региональных социально-политических отношений”, который проходил в форме телемоста между Институтом социально-политических исследований РАН и экономическим факультетом Дагестанского государственного университета (ДГУ). Наш корреспондент взял интервью у одного из участников круглого стола, выступившего на нем с докладом, декана экономического факультета ДГУ, доктора технических наук, профессора Джават ДЖАВАТОВА.

— Джават Курбанович, что вас беспокоит в подходе к проблемам, связанным с Северным Кавказом?
— К сожалению, и по сей день предвзятые СМИ и безответственные политики выступают с заявлениями типа “Хватит кормить Кавказ”, “Северный Кавказ: жестче” и другими. Муссируют провокационные слухи о возможности выхода Северного Кавказа из состава России. Тем, кто делает это, советую познакомиться с итогами переписи населения 2010 года, где 99,6% жителей Северного Кавказа идентифицировали себя как россияне, при среднем по России показателе — 99,4%.
Вспоминаются слова Расула Гамзатова, который говорил: “Мы добровольно в состав России не входили и добровольно из нее не выйдем”. Республики Северного Кавказа были, есть и будут неотъемлемой частью Российской Федерации.
Как показывают исследования, питательная почва сепаратизма в этих краях — кавказофобские настроения и их проявления в других регионах России. Многое идет от предвзятости. Возьмите тот же лозунг: “Хватит кормить Кавказ!” Откуда он взялся? Говорят, весь Северный Кавказ дотационный. Но давайте посмотрим, сколько всего в России дотационных регионов: 69 из 83!
Давно известно, что сложившееся положение — следствие бюджетной и налоговой политики государства: большая часть собираемых налогов централизованно изымается в федеральную казну, а потом они перераспределяются в виде дотаций регионам. Понятно, что это не может не сказываться на состоянии экономики и социальной сферы Северного Кавказа.
— Но почему именно здесь наиболее остро реагируют на проблемы? В чем причины и что надо делать, чтобы изменилась ситуация? Хотелось бы узнать точку зрения ученого и человека, который проживает в этом регионе.
— Приходится признать тот факт, что Северный Кавказ остается регионом с самым высоким конфликтогенным потенциалом в России. Причины этого кроются в низком социально-экономическом уровне развития субъектов, высоком уровне безработицы, активных миграционных процессах, межнациональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречиях, неурегулированности земельных отношений, неразвитости институтов гражданского общества и многих других.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор эти естественные преимущества остаются нереализованными, так как регионы Северного Кавказа по-прежнему не обладают инвестиционной привлекательностью из-за нестабильности экономической и социально-политической обстановки.
Большинство субъектов Северо-Кавказского федерального округа принадлежат к числу наименее экономически развитых регионов из-за крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, высокой степени безработицы, сложной криминогенной обстановки и напряженной этнополитической ситуации.
По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, регионы Северного Кавказа значительно отстают от других федеральных округов. Средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени — на стимулирование развития реального сектора экономики.
С начала 1990-х годов регионы Северного Кавказа оказались в числе субъектов России, наиболее подверженных кризисам. Процесс позитивных преобразований идет крайне медленно. Экономика развита слабо: доля аграрного сектора в валовом региональном продукте составляет 22% (для сравнения, по России — 5%), доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15% (по России — 19%). А основной вклад вносит сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых доходит до 55% (по России — 16%).
Безработица остается крайне высокой — ее официальный уровень колеблется от 8 до 55%, что в 1,5-9 раз превышает средний по России. Есть скрытая безработица и высокий процент занятости населения в низкооплачиваемых секторах экономики.
 В большинстве отраслей экономики регионов Северного Кавказа производительность труда ниже, чем в среднем по России. Повсеместно у нас низкие показатели качества жизни населения.
В последнее время демографическая ситуация стабилизировалась. Численность населения в Северо-Кавказском федеральном округе по итогам переписи 2010 года составила 9,4 млн человек, за 10 лет она увеличилась на 0,5 млн.
К сожалению, тенденцией последнего десятилетия стало резкое сокращение доли русского населения на Северном Кавказе вследствие уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы страны.
Традиционная сельскохозяйственная специализация нашего региона предопределяет низкий уровень урбанизации. Доля сельского населения составляет 51%, по России — 26%. Большинство сельских жителей проживают на территориях, где транспортная инфраструктура медленно меняется к лучшему, что затрудняет развитие трудовой мобильности населения и обусловливает сравнительно низкий уровень его жизни.
Еще одной негативной тенденцией стала миграция, в том числе вынужденная. Горячие точки, военные конфликты в ближнем зарубежье, сложные межэтнические отношения, с одной стороны, и благоприятные климатические условия — с другой, сделали эту территорию перекрестком миграционных потоков.
Более одной трети общей численности населения Северного Кавказа составляет молодежь (2,8 млн человек). Это немало, поэтому в регионах должна проводиться грамотная и эффективная молодежная политика.
Обеспеченность врачами ниже, чем в среднем по стране: 38 человек на 10 тысяч населения (по России — 44,1 человека). Уровень развития образования в целом остается низким. По обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях Северный Кавказ занимает последнее место в России.
Среди актуальных проблем — острая нехватка педагогических кадров в общеобразовательных школах и устаревшая материально-техническая база. Численность учащихся сокращается. По обеспеченности спортивными объектами и учреждениями культуры мы также существенно отстаем от других регионов России. В последние годы значительно сократилось количество библиотек, культурно-досуговых учреждений, детских школ искусств, театров, концертных площадок.
Важная задача — качественная подготовка специалистов, необходимых для обеспечения потенциального экономического роста. Проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех отраслях экономики (туризм, санаторно-курортная сфера, государственное управление, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и др.).
Крайне неблагополучной остается ситуация на рынке труда. Общая численность безработных составляет 766,6 тысячи человек, это 18% экономически активного населения (в среднем по России — 8,2%). Наиболее высокий уровень безработицы в Республике Ингушетия — 53%, Чеченской Республике — 42%, Республике Дагестан — 17,2%.
Северо-Кавказский федеральный округ отличается сложным, разнообразным этническим составом. Сегодня в нашем регионе проживают представители около 120 национальностей и этнических групп. Они сконцентрированы на относительно небольшой территории, что создает прямую зависимость общественно-политической обстановки от межнациональных отношений. Обострению ситуации способствуют: широкое распространение коррупции, проявление этнополитического и религиозно-политического экстремизма, неурегулированность земельных отношений (порождающая большинство межнациональных конфликтов, в том числе на бытовом уровне), межэтническая напряженность на фоне слабой общегражданской идентичности, популяризация экстремистской идеологии из-за высокого уровня безработицы, социальной необустроенности населения, продолжающийся отток русского населения.
К внешним факторам, дестабилизирующим этнополитическую и межконфессиональную ситуацию, относятся: активность международной террористической сети, стремление ряда радикальных международных организаций к эскалации этнополитической и межконфессиональной напряженности, включая стремление к переделу административно-территориальных границ России, импорт радикальных форм ислама на территорию регионов Северного Кавказа.
— Картина, что и говорить, не слишком веселая. Что же делается для того, чтобы решить все эти многочисленные проблемы?
— Руководство страны уделяет этому пристальное внимание. Принята “Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года”. Активизировался инвестиционный процесс. Реализуются ФЦП “Юг России”, программы социально-экономического развития Чечни и Ингушетии. Владимир Путин и Дмитрий Медведев регулярно проводят совещания по актуальным вопросам регионов. Создается Северо-Кавказский туристический кластер на 10 млн человек с объемом финансирования 1,7 трлн рублей, из которых 1,232 трлн — из внебюджетных источников.
На недавнем заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО, проходившем в Грозном, Дмитрий Медведев подчеркнул, что развитие Северного Кавказа — один из важнейших государственных приоритетов.
Общие направления этого процесса хорошо известны. Это укрепление общероссийской гражданской идентичности, предупреждение конфликтов на почве межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействие этническому и религиозно-политическому экстремизму, формирование позитивного имиджа Северного Кавказа в российских и иностранных СМИ, создание системы мониторинга общественно-политической, в том числе межэтнической и религиозно-политической, ситуации в нашем регионе. Такое системное, комплексное решение проблем позволит изменить к лучшему социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в регионах Северного Кавказа.

Беседовал Василий ЯНЧИЛИН

Нет комментариев