В гости к Меркурию. Готовится запуск новой космической миссии.

Небольшая и самая близкая к Солнцу планета Меркурий — самая малоизученная. В ее “окрестностях” с середины 1970-х побывали лишь два космических корабля. 20 октября с космодрома Куру во Французской Гвиане отправится третья миссия, европейско-японская BepiColombo, представленная парой зондов, которые будут работать на разных орбитах. Это Меркурианский планетный орбитальный аппарат (Mercury Planetary Orbiter) и Меркурианский магнитосферный орбитальный аппарат (Mercury Magnetospheric Orbiter). BepiColombo будет выяснять источник асимметричного магнитного поля Меркурия, а также форму, внутреннее строение, геологические особенности, состав и кратеры планеты. Среди других целей миссии: исследование происхождения и эволюции небесного тела, находящегося вблизи “родительской” звезды, исследование остаточной атмосферы Меркурия (экзосферы), зондирование плазменной оболочки — магнитосферы, исследование отложений на полюсах планеты, а также проведение экспериментов по проверке Общей теории относительности Эйнштейна.
Главной проблемой в разработке орбитальных аппаратов-исследователей Меркурия было удержание их от солнечной гравитации. В 1980-х ученые определили возможности использования для достижения этой цели гравитаций других планет. Они основаны на работе итальянского математика и инженера Джузеппе “Бепи” Коломбо (Giuseppe “Bepi” Colombo), который разработал теорию гравитационного маневра. В честь итальянца и названа запускаемая миссия.
В научной программе BepiColombo принимают участие и российские ученые: четыре прибора в составе научной аппаратуры обоих орбитальных зондов создаются при участии или полностью в Институте космических исследований РАН (ИКИ), и российские исследователи выступают как руководители и соруководители экспериментов. Российский Меркурианский гамма- и нейтронный спектрометр (Mercury Gamma-ray and Neutron Spectrometer) среди прочего будет изучать элементный состав вещества поверхности планеты; ультрафиолетовый спектрометр “Фебус” (Probing of Hermean Exosphere by Ultraviolet Spectroscopy) — состав и динамику экзосферы Меркурия; камера наблюдения в лучах натрия “МСАСИ” (Mercury Sodium Atmospheric Spectral Imager, MSASI) с российским блоком оптико-механической развертки для получения изображения должна помочь в определении причин появления в экзосфере натрия. И, наконец, панорамный энерго-масс-спектрометр положительно заряженных ионов “ПИКАМ” (Planetary Ion Camera, PICAM) оснащен электронно-оптической схемой, которая разработана в ИКИ. “ПИКАМ” входит в состав плазменного комплекса SERENA (Search for Exospheric Refilling and Emitted Natural Abundances), перед которым стоит множество физико-химических задач. Прибытие BepiColombo к Меркурию ожидается в декабре 2025 года.

Марина АСТРОВА