Помнить об этике

Проект рекомендаций по редактированию генов в эмбрионах человека подготовила Япония. Об этом сообщает Nature News.
Рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека были представлены экспертным советом при Министерстве здравоохранения и науки Японии в конце сентября. В стране уже разработаны регламентирующие документы по использованию человеческих зародышей в исследовательских целях, но до сих пор не существует особых инструкций по применению таких инструментов, как система CRISPR-Cas9, для направленных модификаций человеческой эмбриональной ДНК. По словам биоэтика из Университета Хоккайдо в Саппоро (Hokkaido University in Sapporo) Тэцуя Исии (Tetsuya Ishii), на которого ссылается Nature News, пока не был издан проект рекомендаций, позиция Японии по генному редактированию в человеческих эмбрионах была нейтральной. Представленный правительству документ станет стимулом к новым исследованиям, считает эксперт. В случае принятия рекомендации, хотя они и не имеют юридической силы, станут в некотором роде ограничителем для манипуляций с зародышами человека в репродуктивных целях. Исследования на эмбрионах с применением генных редакторов позволят получить новые сведения о ранних стадиях развития человеческого организма, а в отдаленной перспективе и исправить мутации, вызывающие заболевания, прежде чем они будут переданы следующему поколению. Но специалисты по биоэтике и ученые-алармисты не исключают угрозы использования метода для изменения эмбриональной ДНК по соображениям, не имеющим отношения к медицине. Во многих странах эксперименты с эмбрионами запрещены, разрешено лишь применение генных редакторов во взрослых нерепродуктивных клетках.
За последний год ученые из разных лабораторий мира сообщили, по меньшей мере, о восьми исследованиях с применением генных редакторов в человеческих зародышах. Некоторые из работ проводятся в Китае и США, где это разрешено и не нарушает правовых норм при условии финансирования исследований из частных источников. В частности, группа из Орегонского университета здоровья и науки (Oregon Health and Science University) под руководством Шухрата Миталипова (Shoukhrat Mitalipov) с помощью системы CRISPR/Cas9 скорректировала мутацию по гену сердечного миозин-связывающего белка C (MYBPC3), которая приводит к утолщению стенок желудочков сердца. Другие исследования проведены в Соединенном Королевстве, где разрешение на подобные работы выдает специальный орган — Национальное управление по оплодотворению и эмбриологии человека (Human Fertilisation and Embryology Authority). Японский проект рекомендаций будет открыт для общественного обсуждения в ноябре. Его принятие возможно уже в первом полугодии будущего года.