Как измерить эффективность научных исследований?

Глобальный исследовательский совет (ГИС), объединяющий финансирующие науку государственные организации более чем 60 стран и с мая 2018 г. возглавляемый РФФИ, заинтересовался изучением социально-экономического эффекта поддержки научных исследований. Входящие в ГИС организации готовятся обсудить связанные с этим вопросы на предстоящих до конца года региональных встречах, а также подвести итоги этого обсуждения на годовом собрании, которое пройдет в мае 2019 г. в Сан-Паулу, Бразилия. Чем вызван интерес к данной теме?
Растущие государственные затраты на финансирование большой фундаментальной науки нуждаются в обосновании их необходимости и целесообразности с точки зрения интересов общества и налогоплательщиков. Члены ГИС, финансируемые из госбюджета, должны быть готовы дать убедительный ответ на непростой вопрос: насколько полезны результаты сугубо научной деятельности для тех, кто в нее напрямую не вовлечен? Ведь восприятие обществом, в том числе политиками, полезности современной науки основывается не только на возможности решения с ее помощью социальных проблем и задач инновационного развития, но и на информации о случаях научной недобросовестности, таких как плагиат, фабрикация несуществующих результатов, необоснованное завышение расходов на исследования и нецелевое использование средств.
Реагировать на то, что в определенных экспертных кругах называют “кризисом легитимности науки”, научные фонды намереваются двумя способами. Во-первых, введением дополнительных критериев финансирования исследовательских проектов, таких как ожидаемая отдача от них для общества и экономики. Во-вторых, оценкой и демонстрацией в этом же ключе результатов проведенных исследований. Оба подхода преследуют разные цели, несмотря на их взаимосвязь. В первом случае с введением указанных критериев отбора проектов, претендующих на господдержку, ставится задача добиться максимизации показателей их полезности. Во втором случае — более глубокой оценки и лучшей наглядности результатов исследования.
Любое научное исследование имеет последствия (impact), которые проявляются в разных формах. Они могут способствовать генерации новых знаний, устранению и решению проблем, стоящих перед обществом, развитию инноваций. Такой подход демонстрирует разработанная Еврокомиссией очередная рамочная программа ЕС “Горизонт Европы 2021-2027”. При этом отдельные европейские фонды оперируют более широким набором подобных результатов. Так, в научном фонде Ирландии различают восемь форм проявления социально-экономических последствий: для экономики, общества, международного сотрудничества, государственной политики, здравоохранения, окружающей среды, профессиональных услуг и человеческого развития. Последствия могут отличаться в зависимости от формы исследований. В фундаментальных исследованиях они, как правило, менее предсказуемы и более долгосрочны, чем в случае, когда они направлены на решение строго определенной задачи в ограниченных временных рамках. 
При восприятии последствий финансируемых государством научных исследований долгое время превалировала точка зрения о том, что фундаментальная наука порождает новые базовые знания, на которые опираются прикладные разработки, приносящие блага обществу и экономике (т.н. “линейная модель инноваций”). Для финансирующих науку организаций это означало необходимость оценивать поступающие заявки на поддержку научных проектов главным образом с точки зрения их научного уровня и способности углублять научные знания, что, несомненно, полезно обществу и экономике, правда, неизвестно, когда и в чем конкретно. Действовала негласная договоренность: что хорошо для науки, хорошо и для общества. Однако подобное утверждение перестало быть незыблемым. Крепнет скептицизм, может ли наука во имя науки безусловно отвечать на вызовы, стоящие перед обществом, всегда ли она порождает инновации?
 Финансирующие науку организации сталкиваются с необходимостью идти навстречу растущим ожиданиям более ощутимых и близких социально-экономических результатов поддерживаемых ими научных проектов. При этом они не должны забывать, что эти результаты и по-настоящему фундаментальные разработки, раздвигающие горизонты науки, являются необходимыми элементами живой национальной и международной исследовательской экосистемы. Задача последней — добиваться равновесия между различными формами исследований ради достижения максимального эффекта от них в целом, не подрывая способность науки решать проблемы будущего.
Ответы на вопросы, касающиеся оценки и повышения эффективности исследований, финансируемых государством через научные фонды, может дать ожидаемая в ближайшее время широкая дискуссия на эту тему среди членов ГИС, в которой планируют принять участие и представители РФФИ.
Александр ШАРОВ,
начальник информационно-аналитического отдела РФФИ

Нет комментариев