Не проблемы, а задачи! Четверть века DAAD помогает развитию российско-германского сотрудничества.

В этом году исполняется 25 лет с момента открытия Московского отделения Германской службы академических обменов (DAAD). По случаю юбилейной даты в Москве прошел российско-германский круглый стол “Наука объединяет”, в работе которого приняли участие первые лица DAAD, представители российского Министерства науки и высшего образования, руководители вузов России и Германии.
Собравшихся на праздничное мероприятие приветствовал посол Федеративной Республики Германия в Москве Рюдигер фон Фрич. Отмечая заслуги Германской службы академических обменов и впечатляющие результаты взаимодействия Германии и России на ниве науки и образования, он отметил, что совместную деятельность в этих областях можно смело назвать “научной дипломатией”. Посол также сообщил, что недавно министры иностранных дел двух стран приняли решение с конца этого года объявить перекрестный Российско-Германский год научно-образовательных партнерств. “25 лет сотрудничества для этого прекрасный повод”, — заключил Рюдигер фон Фрич.
На открытии круглого стола прозвучало приветствие замминистра науки и высшего образования РФ Марины Боровской, в котором, в частности, говорилось: “Ни в одной сфере российско-германского сотрудничества нет таких давних и богатых традиций, как в науке и образовании. Еще Петр I инициировал приезд в Россию сотен немецких специалистов в области науки, которые участвовали в создании в Петербурге первого российского академического университета. Знаменитый русский ученый-естествоиспытатель Михаил Ломоносов получил высшее образование в Германии и инициировал создание в 1755 году Московского университета. Наконец, Российская академия наук возникла благодаря сотрудничеству с немецкими учеными”. Представитель Министерства науки и высшего образования, курирующий ряд совместных с DAAD программ, Алексей Ридигер подчеркнул важность поддержки российско-германского сотрудничества на государственном уровне. Он также отметил, что между нашими странами существует больше десятка договоров и соглашений в области науки и образования, Германия входит в тройку ведущих партнеров РФ. “Причем с ней реализованы как большие проекты класса мегасайенс, так и многочисленные работы отдельных ученых и научных коллективов”, — напомнил Алексей Ридигер. 
Итоги 25-летней деятельности Московского отделения DAAD коротко подвела генеральный секретарь Германской службы академических обменов Доротеа Рюланд (на снимке). Она напомнила, что сотрудничество между нашими странами в сфере науки и образования имеет гораздо более продолжительную историю. Тем не менее, по словам Доротеи Рюланд, возникновение московского отделения стало настоящей вехой в развитии этих отношений. “Образовалась платформа, на которой можно было строить кооперацию с партнерами на долгосрочной основе, — отметила глава DAAD. — В центре нашей работы по-прежнему классические инструменты обмена, индивидуальные стипендии. С 1993 года мы отправили на учебу и научные стажировки в Германию более 17 тысяч российских стипендиатов. Для этого члены отборочной комиссии в Москве обрабатывали тысячи заявок, вели собеседования с многочисленными претендентами…”
Сегодня DAAD осуществляет целый ряд студенческих программ, совместно финансируемых с российскими партнерами. Более 15 лет в тандеме с Министерством науки и высшего образования РФ реализуются программы “Михаил Ломоносов” и “Иммануил Кант”, которые дают возможность молодым людям пройти в Германии научные стажировки. Причем этот процесс двусторонний, в России тоже принимают германских студентов и докторантов. В 2017 году 3800 российских и почти 2000 немецких докторантов и ученых получили стипендии для нахождения в стране-партнере с целью учебной и научной стажировки. 
— Столь высокое качество отношений позволяет нам выстроить надежные мосты между нашими странами, — подчеркнула глава DAAD. 
Доротеа Рюланд напомнила также, что DAAD предлагает большое количество программ, которые позволяют развивать совместные университетские проекты. Среди них — поддержка двойных дипломов и другие виды стратегического партнерства.
— Эти 25 лет показали изменение роли образования и науки. Сегодня мы понимаем, что такие важнейшие вызовы нашего времени, как работа на МКС, изменение климата, надежное обеспечение продуктами питания, требуют совместных усилий квалифицированных специалистов и ученых. Решения таких глобальных задач необходимо принимать совместно и с прицелом на их устойчивое развитие. В связи с этим очень важно иметь ряд образцовых проектов, своего рода “маяков” германо-российского сотрудничества, которые станут примером для других, — отметила Д.Рюланд.
И такие примеры сотрудничества есть. Среди них — Российско-Германский учебно-научный центр, работающий в сфере литературы и культуры, созданный на базе Российского государственного гуманитарного университета, Немецко-Российский междисциплинарный научный центр G-RISC, основанный при содействии DAAD Санкт-Петербургским государственным университетом и Свободным университетом Берлина (Freie Universität Berlin) и осуществляющий поддержку научно-исследовательских проектов студентов и аспирантов России и Германии в области физики, биофизики, химии, математики. В Казани создан Германо-Российский институт новых технологий (ГРИНТ), это самый масштабный образовательный проект в сфере магистратуры и аспирантуры между Германией и Россией, ориентированный на подготовку высокопрофессиональных инженеров. Партнерами Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева — КАИ при создании этого вуза стали Технический университет Ильменау и Университет Отто-фон-Гёрике Магдебурга. 
Руководитель Московского отделения Германской службы академических обменов и одновременно директор Германского дома науки и инноваций (DWIH) в Москве доктор Андреас Хёшен предложил ректорам и высокопоставленным представителям немецких и российских университетов и DAAD поговорить о перспективах германо-российского сотрудничества в области высшего образования и науки, а также об “узких местах” в этом взаимодействии. DWIH представляет собой площадку для диалога в области науки и технологий между Россией и Германией и, таким образом, помогает найти ответы на актуальные вопросы для обеих стран. В начале дискуссии, организованной совместно DAAD и DWIH, Андреас Хёшен попросил ответить на простой вопрос: а для чего вообще нужно сотрудничество? 
Президент Университета города Ульм профессор Михаэль Вебер рассказал, что основные российские партнеры его вуза — это МГУ им. М.В.Ломоносова и Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф.Решетнева. Студенты Университета города Ульм, а их около 10 тысяч, изучают медицину, математику, информационные технологии и другие технические дисциплины. Вуз занимает 8-е место в рейтинге университетов Германии. В рамках стратегического партнерства, которое финансирует DAAD, в Ульме создана сетевая структура с пятью университетами мира, среди которых два уже названных российских вуза. Сотрудничество в Россией, которое продолжается более 20 лет, принесло германскому университету немало пользы. Профессор Михаэль Вебер рассказал, что в его вузе преподавали и вели исследования многие известные ученые из России, среди которых академик Алексей Хохлов из МГУ. Эти люди помогли “сформировать портфолио исследований университета”, в частности, в области нанотехнологий и, по словам М.Вебера, “до сих пор опекают созданные при их участии лаборатории”. 
О продолжающемся более 50 лет взаимодействии с германскими партнерами рассказал ректор НИУ “Московский энергетический институт” Николай Рогалев. Еще в 1967 году был подписан договор о сотрудничестве МЭИ с Техническим университетом Ильменау. В 1997 году МЭИ совместно с ТУ Ильменау открыл программу дополнительного образования по направлению “Информатика и вычислительная техника” на немецком языке, а в 2007 году она была преобразована в “Германский инженерный факультет МЭИ — ТУ Ильменау”, обучение на котором прошли за это время около 1500 российских студентов. Кроме этого немецкого вуза сегодня у МЭИ 24 германских университета-партнера. Важность такого взаимодействия ректор МЭИ связывает с тем, что российская инженерная школа во многом опирается на немецкие подходы к обучению. 
Ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов рассказал об одном из флагманских проектов своего университета — Германо-Российском институте новых технологий:
— Несмотря на то что сотрудничество между Россией и Германией в области науки и образования имеет многовековые традиции, мы в 2014 году постарались придать ему новое качество — создали ГРИНТ, в котором совместно с консорциумом партнерских университетов Германии реализуются только магистерские и аспирантские программы. Мы начали с четырех магистерских программ, а сегодня их уже девять! В основу положены немецкие программы инженерного образования, которые мы адаптируем и реализуем внутри российского университета совместно с партнерскими университетами Германии. Со временем мы хотим увеличить это число до 30.
В ГРИНТ состоялось уже три выпуска студентов. По мнению А.Гильмутдинова, этот проект было бы невозможно представить без участия DAAD, которая помогает его развивать, осуществляя качественную экспертизу. Ректор КНИТУ-КАИ считает, что таким образом в сотрудничестве с Германией Россия готовит “следующее поколение лидеров в науке и экономике”.
Ректор Технического университета Ильменау профессор Петер Шарфф в свою очередь отметил, что для его относительно небольшого университета, в котором обучаются около 7 тысяч студентов, международное сотрудничество играет огромную роль. Это видно хотя бы по тому, что примерно 40% учащихся приезжают из зарубежных стран. Россия занимает второе место по количеству студентов.
— Половину столетия мы осуществляем кооперацию с МЭИ, много ли партнерств имеют столь длительную историю? Я также впечатлен сотрудничеством с недавно созданным институтом ГРИНТ. В нем мы взаимодействуем на равных, с огромным энтузиазмом. Перед началом круглого стола мы собирались говорить не только об успехах, но и о проблемах. Но я бы сказал, что у нас нет проблем! Есть только задачи, которые нам удается успешно решать, — резюмировал Петер Шарфф.
Проректор по учебной работе и международному сотрудничеству Рурского университета в Бохуме профессор Корнелия Фрайтаг рассказала, что ее вуз достаточно молод, его возраст — всего (!) 52 года, но в нем обу-чаются медицине, юриспруденции, гуманитарным наукам более 43 тысяч студентов, при этом международное сотрудничество ведется со многими университетами мира, среди которых есть и российские вузы. По словам Корнелии Фрайтаг, вуз заинтересован в студенческих обменах, совместных научных исследованиях, а кроме того, в нем активно работают над пополнением научных и образовательных кадров, в том числе за счет специалистов, приезжающих из-за рубежа. Что касается сотрудничества с нашей страной, то немецкий проректор отметила важность того, чтобы российские ученые, приезжающие в Германию, имели дополнительную подготовку по немецкому языку. Она организована Рурским университетом, например, в сотрудничестве с МГУ. “Существенно расширяет границы взаимоотношений цифровизация, которая создает дополнительные возможности по двуязычным переводам и в области профессионального общения”, — считает Корнелия Фрайтаг.
Исполняющий обязанности проректора по научной и исследовательской деятельности Южного федерального университета Анатолий Метелица рассказал, что его вуз сотрудничает более чем с 20 образовательными и научно-исследовательскими центрами в Германии. Главное значение взаимодействия представитель ЮФУ видит в возможностях междисциплинарного сотрудничества ученых из разных стран: “Возможно, стоит подумать над новыми формами взаимодействия, например, над созданием сетевых междисциплинарных научных установок. На одной из таких машин — Европейском лазере на свободных электронах, который создан в немецком Дармштадте, — ученые из ЮФУ уже проводят ряд исследований”.
О возможных междисциплинарных подходах в сотрудничестве говорил на круглом столе и директор санкт-петербургского филиала НИУ “Высшая школа экономики” Сергей Кадочников, который когда-то и сам в качестве стипендиата прошел “школу DAAD”. Отмечая, что в НИУ ВШЭ достаточно активно ведется работа в сотрудничестве с Германской службой академических обменов — организуются студенческие летние школы, визиты немецких лекторов, Сергей Кадочников предположил, что многое можно сделать, если работать на стыке наук. Могут оказаться интересными исследования на стыке истории, политики, литературы, касающиеся конкретных регионов. Актуальной может стать работа на пересечении компьютерных и социальных наук — все это те новые сферы, где, по мнению С.Кадочникова, можно эффективно работать вместе. Представитель НИУ ВШЭ предложил немецким коллегам “искать подобные лакуны”. Как вариант новых подходов в сотрудничестве он рассматривает разработку академических программ, которые “больше бы сталкивали студентов с реальностью”, имели бы практическую ориентацию. Одной из форм таких программ могла бы стать организация полугодовых стажировок будущих специалистов в компаниях страны-партнера.
Директор отдела стипендий DAAD Биргит Клюзенер, отвечающая за стипендиальную работу Германской службы академических обменов во всем мире, отметила, что из России DAAD всегда получает заявки “высочайшего качества”. Очень большую роль в сотрудничестве двух стран, по ее словам, играют программы “Михаил Ломоносов” и “Иммануил Кант”. Это образцовые проекты в рамках российско-германского сотрудничества. Биргит Клюзенер проинформировала, что с 2016 года идет подготовка еще одной подобной программы — “Абрам Иоффе” для аспирантов и состоявшихся ученых, которая предполагает двустороннее финансирование.
В ходе круглого стола обсуждались также вопросы взаимного признания дипломов, совместной подготовки аспирантов, новые подходы межкультурного обучения. Что же касается возможных проблем, то, по словам ректора МЭИ Николая Рогалева, благодаря “драйверу в лице DAAD”, все они успешно решаются. 
Светлана Беляева
Фотоснимки предоставлены DAAD

Нет комментариев