Из красной и черной

Архангельск

Ограничение рыболовства в районе нагула серых китов в Охотском море и использование седативных средств для освобождения запутавшихся в мусоре морских львов — такие темы обсудили ученые и защитники природы на конференции “Морские млекопитающие Голарктики”. Встреча собрала более 200 ученых и активистов.
Один из круглых столов был посвящен спасению запутавшихся в мусоре и рыболовных сетях животных, в частности краснокнижных серых китов и морских львов. Потеря любой особи западно-тихоокеанского серого кита, тем более самки или детеныша, может угрожать потерей целой популяции, и наиболее эффективной мерой для сохранения этих животных было бы ограничение рыболовства в районе их нагула в заливе Пильтун в Охотском море, считают представители Сахалинской областной общественной организации “Друзья океана”. Однако это кардинальная мера, поэтому участники круглого стола обсудили и то, как если не исключить полностью, то минимизировать риски.
“Превентивной мерой может быть маркировка рыболовных сетей. Если кит запутается в сетях, мы сможем узнать, на каком участке это произошло. Правило маркировки сетей уже действует, но проблема в том, что сети маркируются в самом начале и, если часть оборвется, мы не узнаем, откуда она взялась, — отметила представитель “Друзей океана”, волонтер Татьяна Придорожная. — Вторая мера — это работа с рыбопромышленниками. Они часто оставляют после себя мусор. Если провести работу с рыбаками, научить их убирать за собой сети и доказать, что это важно, это тоже минимизирует риск запутывания”.
Волонтеры организации отмечают, что фрагменты сетей и морской мусор остаются острой проблемой. Наглядные примеры можно встретить на залежках и лежбищах морских львов — сивучей. Молодые животные, любопытные и подвижные, играют с обрывками сетей, пластиковыми упаковочными лентами, невольно надевают их на шею. Со временем сивучи растут, а неизменный в диаметре “ошейник” впивается в кожу, оставляя раны, затрудняя дыхание и движение. С большой долей вероятности эти животные погибнут, если их не освободить, однако помочь им очень сложно в связи с их размером, весом и водной средой обитания.
За рубежом применяется дистанционное обездвиживание сивучей с использованием особенной комбинации препаратов, которые не отключают дыхательную функцию животного и тем самым не позволяют ему утонуть. Но для внедрения этой практики в России требуются законодательные решения. Основной проблемой является отсутствие одного из компонентов в производстве и продаже в нашей стране.
Пресс-служба САФУ
Барнаул
Коллектив биологов Алтайского госуниверситета работает над “Черной книгой флоры”. По задумке ученых, в нее должны войти наиболее агрессивные растения, произрастающие на территории Алтайского края.
Работа над книгой началась двадцать лет назад. За это время усилиями сотрудников биологического факультета АлтГУ было собрано и описано множество видов растений, которые нашли свое место в многостраничном издании. Все они, как правило, либо опасны для здоровья человека, либо угрожают издавна сформировавшейся экосистеме.
“В нашем крае около двух тысяч высших растений, из них порядка четырехсот занесено с других территорий. Эти “пришельцы” заполоняют местные участки, вытесняя алтайские растения. К ним относятся ковыль гривовидный, эхиноцистис лопастный (дикий огурец), клен ясенелистный… Кстати, борщевик Сосновского, который у всех на слуху, в крае встречается реже остальных, хотя тоже неместный”, — констатирует профессор кафедры ботаники АлтГУ доктор биологических наук Татьяна Терехина.
Пожалуй, самый яркий и известный представитель Черной книги — клен ясенелистный (он же американский). В прошлом веке он был завезен из Америки для озеленения городов, очень плохо приживался, но затем акклиматизировался и стал захватывать новые территории. На больших площадях, которые зарастают американским кленом, нет ни грибов, ни травы. Мы не увидим здесь всходов и подроста наших родных пород: сосны, березы, пихты. 
Произошло это потому, что в сибирских условиях у американского клена не оказалось естественных конкурентов или вредителей. А сам он успешно вытесняет другие растения с захваченной территории, так как испарения его опавшей листвы, выделения коры веток и корней ядовиты для большинства представителей местной флоры. Кроме того, его листья и ветки не едят ни насекомые, ни животные — для них клен американский тоже ядовит. 
Но даже растения, занесенные из одной части Сибири в другую, могут оказаться агрессорами! Например, яблоня ягодная — восточно-сибирское растение, нехарактерное для юга Западной Сибири. Там, где она растет не на своей территории, так же как и в случае с кленом, отсутствует молодой подрост местных пород деревьев и кустарников. Это говорит о том, что через несколько лет лес таким, каким мы его знаем сегодня, перестанет существовать. Это будут заросли инвазионных видов, а местные породы деревьев погибнут.
Похожие истории можно рассказать о каждом виде, занесенном в Черную книгу. Примечательно, что в своем ареале все эти растения ведут себя спокойно. Тот же американский клен, например, растет только по берегам. Но, попадая в чужую среду, становится агрессивным. Таков закон природы. 
Бороться с такими растениями, по мнению биологов, сложно и практически невозможно, а вот сдержать их натиск — по силам каждому. Поэтому помочь ученым могут все желающие, а особенно — школьники. Для них в рамках проекта “Научные исследования со школьной скамьи” создан краевой исследовательский конкурс “Черная книга флоры Алтайского края”, поддержанный грантом Фонда президентских грантов АРОО “Экологический клуб”.
Пресс-служба АлтГУ

Нет комментариев