Естественным путем. Как продвигать российские журналы?

Судьба российских научных журналов продолжает оставаться волнующей темой. Известно, что многие отечественные издания ставят перед собой цель непременно попасть в одну из международных наукометрических баз данных — Scopus или Web of Science. Всегда ли оправданно это стремление? Какими путями эта цель может достигаться? Достаточно ли только желания редакций и издателей “продвинуть” свой журнал в эти ресурсы, или необходима дополнительная помощь со стороны? Об этом корреспондент “Поиска” побеседовала с президентом Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ), председателем локального российского экспертного комитета по оценке и отбору российских журналов в Scopus кандидатом технических наук Ольгой КИРИЛЛОВОЙ.
— Ольга Владимировна, недавно представители Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), компании Clarivate Analytics и рабочей группы по отбору журналов в Russian Science Citation Index (RSCI), созданного на платформе Web of Science, рассказали о том, что содержимое появившейся примерно четыре года назад “русской полки” WoS постепенно увеличивается. В немалой степени, наверное, это и ваша заслуга, ведь вы были куратором самого первого проекта Минобрнауки по поддержке программ развития 30 отечественных научных журналов. Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском рынке научной периодики? Можно ли говорить о том, что качество отечественных изданий растет?
— Не думаю, что в увеличении числа журналов в RSCI есть моя заслуга. Все-таки там оценка и отбор проводились совсем другими методами, чем те, которые используются при отборе изданий, например, в Scopus, а также в Web of Science. Критерии, по которым журналы отбираются в эти международные наукометрические базы данных (МНБД), во многом пересекаются. В этом случае действуют единые международные стандарты независимо от того, в какую МНБД подается заявка. Не уверена, что все 773 издания, включенные в RSCI, им соответствуют. И хотя говорить о том, что качество наших оте-чественных журналов не растет, будет, наверное, не совсем справедливо, заводить речь о достижении ими высоких стандартов тоже пока преждевременно. 
— Объясните, почему вы так считаете.
— За последние 10-15 лет принятая многими государствами, в том числе Россией, ориентация на оценку научной деятельности по библиометрическим показателям Web of Science и Scopus изменила восприятие и подходы к изданию научной периодики. Общее стремление попасть в МНБД увеличило в них число публикаций российских авторов и повлияло на рост числа отечественных журналов. К сожалению, на повышении качественных показателей это не сильно отразилось. И основной причиной можно назвать гонку за количеством публикуемых материалов. На подготовку качественных статей, доведение их до хорошего научного уровня у авторов просто нет времени. Стремление “выдать на гора” требующееся для отчетов число статей вызывает массу этических нарушений: пышным цветом расцвели дублирование публикаций, плагиат, фальсификация, “салями слайсинг” (salami slicing) (“нарезка” материала из одной статьи на несколько более мелких), “подарочное” и “гостевое” авторство, накрутка показателей (индекса Хирша) и т.д. Мы “добились” засорения научного информационного поля огромным количеством избыточной и в значительной степени некачественной информации. Особенно это касается российских журналов, уровень статей в которых не в лучшую сторону отличается от уровня статей в ведущих зарубежных журналах. Уже стало необходимостью “прогонять” поступающие в редакции материалы через систему “Антиплагиат”, чтобы потом не ретрагировать публикации с многочисленными нарушениями.
Все это подтверждается цифрами. Например, по данным Scopus (https://scimagojr.com), Россия находится на 13-м месте по продуктивности (количеству публикаций) за 20-летний период (1997-2017 годы), причем в 2000 году она занимала 9-е место. В 2017 году по этому показателю мы передвинулись на 12-е место. А что с показателями цитирования? За 20 лет (1997-2017 годы) по среднему цитированию одной статьи мы занимаем 210-е место (показатель 7,07) из 239 стран и 206-е из 232 стран по среднему цитированию (1,54) публикаций 2016 года. По индексу Хирша, по данным 2017 года, Россия стоит на 22-м месте. Для сравнения: США по количеству публикаций традиционно занимают первое место, по среднему количеству цитирований за 20 лет — 15-е (24,25), в 2016 году им отведено 100-е место (3,2) и первое по индексу Хирша. Китай, соответственно, стоит по количеству публикаций на 2-м месте, передвинувшись с 6-го, которое эта страна занимала в 2000 году. По данным за 20 лет, по среднему количеству цитирований одной публикации Китай обогнал почти 50 стран: у него 198-е место (7,64) за 1996-2017 годы и 150-е в 2016 году (2,54). По индексу Хирша он занимает 13-е место. То есть в отличие от России Китай по показателям цитирования движется очень быстро, а США нам, видимо, не догнать никогда. 
— Но ведь рост количества журналов в международных базах данных говорит об улучшении “видимости” российской науки, к чему все так стремились…
— Давайте разберемся. Задача увеличения объема публикаций России в МНБД в сравнении с другими странами не стала уникальной. Практически все страны увеличили свои показатели по количеству статей в Scopus. В этой МНБД происходит постоянный рост числа журналов: за 10 лет оно выросло больше чем на 10 тысяч — примерно с 12,5 тысячи в 2006-2007 годах до более 23 тысяч в настоящее время. Число российских журналов по состоянию на август 2018 года достигло 500 (в 2012 году — 314), и это уже хорошие для нас показатели. “Видимость”, таким образом, повышается. Но большой ли прирост статей дают наши журналы? По данным Elsevier, 3,3% от всех публикаций российских авторов. Увы, совсем немного.
Конечно, поставленная в майских указах цель вхождения России к 2024 году в число пяти крупнейших экономик мира не может быть выполнена без продвижения в мировое пространство лучших результатов научных исследований российских ученых. И мы к этому стремимся: за пятилетний период (2012-2017 годы) Россия увеличила число публикаций в Scopus на 95% (с 45 тысяч в 2012 году до почти 88 тысяч в 2017 году). Эксперты прогнозируют, что при условии сохранения невысоких темпов роста для некоторых стран, входящих в топ-10, достичь поставленной цели и по количеству публикаций войти в топ-5 для России вполне возможно. 
Что касается повышения “видимости” российской науки, то, наверное, развитие RSCI на платформе Web of Science в какой-то степени будет этому способствовать. Правда, чтобы оценить эффективность этого ресурса, из включенных на сегодняшний день в RSCI 773 журналов придется вычесть журналы, ранее уже индексированные в WoS. Журналы, попавшие в RSCI, мне кажется, должны двигаться вперед, развиваться. Если же RSCI будет признана базой данных, включение статей в которую достаточно для защиты диссертаций, отчетности, подачи на гранты в фонды, то, боюсь, развитие этих журналов остановится. 
Безусловно, наличие и использование таких мощных и авторитетных ресурсов, как WoS и Scopus, имеет огромное значение для информационного обеспечения научных исследований, решения различных наукометрических задач, расширения кругозора авторов, изучения ими международного опыта по своей проблематике, проведения качественных исследований, расширения контактов с зарубежными учеными, формирования научных коллабораций и т.д. 
Однако рост числа российских журналов и статей российских авторов в МНБД не может, на мой взгляд, стать основой основ оценки результатов научной деятельности. 
Опыт последних почти 10 лет показывает, что вынужденное повальное стремление в международное пространство путем публикации статей всех без исключения научных работников и преподавателей вузов (часто не имеющих опыта проведения серьезных научных исследований), как уже было сказано выше, привело к большим перекосам в организации научных исследований. Как следствие, исчерпаны оригинальные научные результаты, ухудшается отношение к публикациям не только читателей, но и самих авторов, которые теряют интерес к подготовке статей как необходимому конечному этапу научных исследований. 
— Вы участвовали в проекте по господдержке журналов и приведению их к международным стандартам. Напомните, что удалось сделать.
— Мое сотрудничество с журналами по разъяснению им требований МНБД и международных издательских стандартов началось в 2011 году. Первые работы были проведены еще в ВИНИТИ РАН, затем — на базе НП “НЭИКОН” (2013-2017 годы). В 2014 году по заданию Президента РФ был разработан и принят комплекс мер по господдержке российских журналов с целью продвижения их в МНБД, был предложен проект в рамках ФЦП. НП “НЭИКОН”  стал оператором этого проекта, в результате которого были проведены экспертиза, подготовка и продвижение журналов в Scopus и WoS. В проекте участвовали 30 изданий, 14 из которых не входили в МНБД. В итоге 11 журналов были включены в эти базы данных. 
На основе категорий и критериев экспертной системы Scopus нами была разработана информационно-экспертная система для экспертизы журналов, подавших заявки на конкурс в рамках проекта по господдержке. 
В начале 2015 года мы создали Ассоциацию научных редакторов и издателей, которая взяла на себя функции поддержки, просвещения, подготовки и содействия в продвижении российских журналов в МНБД. 
В 2016 году был объявлен конкурс на оператора проекта господдержки уже 100 журналов, в результате которого НП “НЭИКОН” снова стал оператором проекта (2017-2019 годы), а АНРИ взяла на себя функции его соисполнителя в методической части. 
За время работы с журналами экспертов Scopus, менеджеров компаний Elsevier и Clarivate Analytics российские издания получили новый толчок к развитию. Сформировалось понимание требований к журналам, соответствующим международным стандартам и критериям. 
Сначала в инициативном порядке, а затем в рамках названных проектов по господдержке и развитию журналов нами были разработаны и изданы важные методические рекомендации для подготовки изданий по международным стандартам, созданию сайтов научных журналов, переведены и изданы руководства международных издательств и профессиональных ассоциаций. Начал издаваться журнал “Научный редактор и издатель”, являющийся официальным органом АНРИ и выполняющий роль своего рода методического пособия для редакторов, рецензентов, издателей и авторов. 
В 2017 году ВАК поддержала инициативу АНРИ по проведению анкетирования журналов Перечня ВАК. По его итогам получены данные о 2400 
отечественных изданиях. Теперь эти данные могут лечь в основу мониторинга и рейтинга журналов. 
Надеюсь, что полученные знания и приобретенный опыт подготовки журналов в соответствии с международными стандартами приведут к пониманию того, как достичь хорошего качества. Прежде всего, к таким требованиям относятся: высокий уровень рецензирования, национальный и международный состав редколлегий и авторов, качественный английский язык метаданных (и русский также), для англоязычных журналов — качественный язык статей, международные издательские стандарты и т.д. 
Теперь перед нами встает вопрос: так ли уж необходимо стремиться к включению российских журналов в Scopus и WoS? Может быть, используя накопленный опыт, знания и имея дальнейшие планы развития журналов по международным стандартам, Россия может найти свой путь, который позволит сформировать пул качественных журналов национального и международного уровней, поддерживаемых и развиваемых внутри страны? Включение в МНБД должно стать естественным достижением наиболее качественных журналов, которые будут иметь высокие показатели и авторитет в международном сообществе. 
— Неожиданный поворот. Видимо, у вас есть конкретные предложения?
— Эксперты АНРИ, имея значительный опыт работы с редакторами, издателями, авторами, предлагают самостоятельный, не зависящий в полной мере от международных ресурсов, но основанный на международных стандартах путь развития, который позволит российским журналам достойно выполнять задачи по публикации качественных материалов научных исследований российских, а также зарубежных ученых. Российские журналы должны соответствовать международным требованиям и должны быть видны международному сообществу. Но это может быть решено на национальном уровне и поддержано государством. Необходимость включения в МНБД может быть оценена самими базами данных, экспертами и предложена журналам по результатам оценки их качества. Для этого должны существовать российская комплексная и динамическая системы экспертизы, мониторинга и сертификации журналов, стандартизации и нормативного регулирования редакционно-издательской деятельности, а также подготовки (обучения и повышения квалификации) работников редакционно-издательской сферы, системы поддержки журналов и повышения профессиональной международной активности редакторов и издателей научной периодики. 
— Почему возникли подобные идеи? 
— Основные мотивы такого предложения связаны с необходимостью формирования, развития и сохранения внутрироссийского пространства российской научной периодики, публикующей результаты качественных научных исследований; уважительного отношения к российским научным журналам со стороны российского и международного научного сообществ, руководящего состава учредителей журналов и ведомств; повышения авторитета научных журналов и публикуемых в российских журналах материалов научных исследований; сохранения русского языка как одного из основных языков науки; формирования среды этичного поведения и т.д. Звучит, наверное, идеалистично и нереально, но, мне кажется, мы можем и должны выполнить эти задачи. 
Нами накоплен объемный информационный материал, разработана и действует информационно-экспертная система (ИЭС АНРИ) для предварительной оценки журналов на соответствие международным стандартам и критериям МНБД. Также разработана подробная анкета журналов (170 параметров), позволяющая получить полную информацию об издании. Данные, уже полученные о 2400 журналах Перечня ВАК и части журналов, индексируемых в МНБД, могут лечь в основу динамичной и комплексной систем мониторинга и сертификации журналов. Мы проводим ежегодные конференции, обучающие семинары и вебинары для редакторов, издателей и авторов журналов, готовим и издаем методические пособия и научно-методический журнал. Проводится работа по повышению этической грамотности всех участников публикационного процесса, ведется БД ретрагированных статей, работает Совет по этике АНРИ совместно с НЭБ (РИНЦ, elibrary.ru) и “Диссернетом”, решающий многие задачи по сохранению целостности российских научных исследований.
Благодаря работе тематических секций АНРИ формируются профессиональные сообщества редакторов и издателей по предметным областям. Начался процесс вступления АНРИ в международные профессиональные ассоциации — Европейскую ассоциацию научных редакторов, Комитет по публикационной этике, Ассоциацию издателей изданий открытого доступа и т.д. С 2015 года, как я уже рассказала, совместно с экспертами Scopus работает российский экспертный совет по оценке и продвижению журналов в эту МНБД, эксперты и менеджеры Scopus регулярно приезжают в Россию, проводят семинары и участвуют в конференциях для редакторов и издателей. 
Таким образом, имеются предпосылки для создания системы мониторинга, экспертизы, подготовки, развития и сертификации российских журналов, с дальнейшей поддержкой наиболее качественных изданий на государственном уровне и продвижением или помощью в достижении высокого авторитета в международном масштабе. 
На мой взгляд, развитие журналов в соответствии с международными стандартами должно стать не самоцелью включения в международные индексы научного цитирования, а естественным движением к переходу на международные издательские стандарты и требования, предъявляемые к авторитетным изданиям во всем мире. 
— Какими могли бы быть ваши первые шаги? 
— В настоящее время в инициативном порядке на основе данных анкетирования начались работы по созданию информационно-аналитической системы “Научная периодика”. Должны быть разработаны нормативные документы, в том числе на основе перевода и адаптации к российским реалиям международных стандартов (ISO, других международных организаций), касающихся научных журналов, а также пересмотр существующих российских ГОСТов и адаптация их к международным стандартам. Предусматриваются также разработка предложений и принятия дополнений в Закон о СМИ, касающихся научных изданий, в первую очередь научных журналов, разработка программ повышения квалификации редакторов и издателей и т.д. 
Это далеко не весь перечень задач по развитию журналов, редакционно-издательской среды и научного информационного пространства в целом, которые необходимо решать на государственном уровне. Но я думаю, что развитие редакционно-издательской сферы и научной периодики внутри страны, которое естественным путем должно привести к расширению присутствия российских журналов и публикаций в международном информационном пространстве, может действительно способствовать продвижению результатов научных исследований России на высокий международный уровень. Россия должна сформировать свой продуманный, оправданный во всех отношениях путь, в том числе и с точки зрения финансовых вложений государства в эту важнейшую часть научной деятельности. И это может быть реальным результатом реализации соответствующих задач, поставленных нацпроектом “Наука”.
Беседовала Светлана БЕЛЯЕВА
Иллюстрации предоставлены О.Кирилловой

Нет комментариев