Поиск - новости науки и техники

Убрать барьеры! Странам АТР нужен свой “Болонский процесс”.

На саммит АТЭС, который открывается в начале сентября во Владивостоке, по инициативе России выносятся вопросы, связанные с созданием единого образовательного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Приоритеты этой деятельности выработаны на Международной научно-практической конференции “Формирование образовательного пространства АТЭС”, прошедшей на базе Дальневосточного федерального университета. Это было первое мероприятие в рамках председательства России в АТЭС, в нем участвовали представители секретариата и рабочей группы по развитию человеческого потенциала АТЭС, Ассоциации тихоокеанских университетов, Минобрнауки РФ, профильных министерств стран АТЭС, российских и зарубежных университетов.
Открывая конференцию, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский подчеркнул, что, как правило, в формате форума АТЭС обсуждаются вопросы регионализации торговли, связанные с движением капитала. И очень важно, что на этот раз пойдет речь и об образовании – “мир сегодня становится глобальным, и совершенно очевидно, что темпы глобализации образования отстают от темпов глобализации экономики”. Губернатор заметил, что он далек от мысли создать когда-нибудь один глобальный университет, но считает, что совершенно необходимо “сотрудничество университетов в области гибких образовательных траекторий и точно выверенных компетенций, которые нужны для развития экономики”.
Россия – страна, принадлежащая одновременно и Европе, и Азии. Но если наука и образование государств Европы, согласно Болонскому соглашению, интегрируются уже не первый год, в Азии аналогичные процессы только начинаются. Как рассказал заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Виктор Смирнов, Россия выступила с инициативой создания единого образовательного пространства АТЭС еще в начале года, в рамках своего председательства на саммите. Ряд проектов в этой области университетами АТЭС уже реализуется, однако большой активности здесь не наблюдается. Причина, считает В.Смирнов, в том, что слишком различаются подходы к регулированию образовательного процесса в разных странах. “Изначально речь шла о разработке государственных механизмов интеграции. Сейчас мы пришли к тому, что будем работать на уровне университетов, а страны, которые смогут участвовать в процессе на уровне правительства, соответственно, будут это делать в рамках своей компетенции”. Суть образовательной инициативы РФ – в создании университетской сети, единого информационного пространства, которое объединит высшие учебные заведения АТР. Проект нацелен на обеспечение мобильности студентов, преподавателей и научных сотрудников, разработку совместных магистерских и докторских программ, а также общих курсов и программ переподготовки. Эту идею еще осенью прошлого года предложил ДВФУ.
Сеть университетов будет создаваться с опорой на опыт и потенциал Ассоциации тихоокеанских университетов. Формулировки пяти главных приоритетов, предложенных к рассмотрению на саммите стран АТЭС, изложены в итоговом документе, принятом участниками конференции. Четыре из них начинаются со слов: “Экономики АТЭС должны взаимодействовать, чтобы…”. Цели этого взаимодействия – рост мобильности студентов (через более тесную кооперацию в области аккредитации, гарантии качества образования), исследователей (через расширение совместных поисковых работ в университетах стран АТЭС), провайдеров образования (в частности, необходимы эффективные и прозрачные правила регистрации зарубежных вузов, предоставляющих образовательные услуги в странах АТЭС). Также в документе предлагается создать общую базу данных по торговле образовательными услугами в странах АТЭС. Все это, подчеркивается в документе, будет способствовать углублению экономических отношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Несмотря на очень бурное развитие всей азиатской сферы образования, интеграция осуществляется здесь очень медленно, – дал комментарий для “Поиска” по ситуации в АТР российский участник конференции, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ, советник вице-президента Фонда “Сколково” Исаак Фрумин. – По интенсивности взаимодействия пока нет никакого сравнения с Европой. Если, например, в рамках Болонского соглашения уже вовсю обсуждается единый подход к докторскому образованию, к системам оценки образовательных кредитов, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе пока об этом речь не идет. А ряд стран АТЭС, которые занимают очень сильные позиции на образовательном рынке, – США, Канада – сопротивляются интеграции, что объяснимо: зачем им интегрироваться с более слабыми? Страны типа Китая тоже в ней не очень заинтересованы, так как развиваются очень быстро и рассчитывают на доминирование в будущем. То есть ситуация политически более сложная, чем в Европе. Там главным толчком стали общеевропейская интеграция, создание ЕС, общая валюта, отказ от границ внутри ЕС. В Азии такого нет. Нет и того, чтобы университетские сообщества вдруг очень захотели интегрироваться – вспомните сопротивление Болонскому процессу в России и Германии. Но в перспективе интеграция неизбежна. И страны, которые захотят играть в этом процессе активную роль, должны вкладываться не только в проведение таких обсуждений, но и, например, в серьезные сравнительные исследования высшего образования стран АТР. Сегодня таких исследований нет. Мы все еще думаем, что сотрудничество в области высшего образования в основном происходит на уровне учреждений. Я полагаю, что один из главных барьеров в наших попытках создать связи между системами высшего образования стран АТР – отсутствие понимания того, чем сегодня является каждая из этих систем, чем они отличаются друг от друга. От понимания этого зависит выбор моделей международного сотрудничества в области образования и в конечном счете его эффективность.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Алексея МАЛЬГАВКО

 

 

 

 

 

Нет комментариев