Миссию выполнил

Охотник за экзопланетами космический аппарат “Кеплер” исчерпал запас топлива, его миссия признана завершенной. Об этом рассказал Sciencemag.org.
Космический телескоп НАСА “Кеплер” (Kepler Space Telescope), который почти в одиночку коренным образом изменил область исследований планет вне Солнечной системы, отправил на Землю последние полученные данные. Администраторы миссии прекратили наблюдения обсерватории еще в сентябре, когда ориентация аппарата стала нестабильной, что говорит о низком уровне топливных запасов, хотя аппарат подает признаки жизни до сих пор. Как отмечает портал Sciencemag.org, когда наступит конец, это станет “горьковато-сладким исходом плодотворной миссии, которая полностью пересмотрела существующие теории”. До “Кеплера” астрономам были известны всего несколько сотен экзопланет, в основном газовых гигантов вблизи своих родительских звезд, то есть не в зоне обитаемости. Телескоп “Кеплер” открыл их тысячи, причем разных размеров, включая 30, очень похожих на Землю. Успех миссии — это оправдание невероятных усилий, которые приложил Уильям Боруцки (William Borucki), космический исследователь НАСА, для того, чтобы убедить аэрокосмическое агентство построить такой телескоп. Самые первые открытия экзопланет были сделаны при наблюдениях звездных колебаний, которые были обусловлены силой притяжения крупных планет. Боруцки предположил, что планеты должны также проявить себя тем, что, проходя перед звездой, будут вызывать потускнение звездного света. Но для наблюдений этого был нужен фотометр в 1000 раз более чувствительный, чем любой из доступных. Настойчивые предложения Боруцки отвергались четырежды, до того как НАСА, наконец, одобрило создание нового космического телескопа-охотника за экзопланетами в 2001 году.
Телескоп “Кеплер” стоимостью в 692 миллиона долларов, оснащенный почти полутораметровым зеркалом и 95-мегапиксельной камерой, был запущен в 2009 году, и до настоящего времени это — крупнейшая космическая обсерватория. “Кеплер” был способен одновременно отслеживать светимость 150 тысяч звезд. На сегодняшний день он выявил около 2650 подтвержденных экзопланет, еще около 3000 ждут подтверждения. Среди “улова” “Кеплера” — 30 каменистых планет, по размеру все они почти вдвое меньше Земли и обращаются в зоне обитаемости своих звезд, что допускает существование на этих экзопланетах жидкой воды. Неожиданным оказалось разнообразие открытых “Кеплером” планет. С одной стороны, подтвердилась распространенность многопланетных систем, но, с другой стороны, значительная их часть совершенно непохожа на нашу Солнечную систему по размерам и орбитам обращающихся в них планет. В частности, неожиданным оказался самый распространенный тип экзопланет в Солнечной системе: это планеты вдвое меньше Земли и Нептуна.