Закаленные средой. Что влияет на конкурентоспособность молодых?

Учебные заведения профобразования — настоящие полигоны, где студенты приобретают необходимые профессиональные компетенции. Именно вузы несут основную ответственность за формирование конкурентоспособности молодежи. Какие социально-культурные условия и социально-экономические факторы влияют на этот процесс, изучали ученые социологической лаборатории ТюмГУ. 
Конкурентоспособность — комплексное свойство, присущее человеку и состоящее из таких ресурсов, как здоровье, возраст, внешность, уровень интеллекта, а также нравственных аспектов, включающих ценностные ориентиры, верования, личные запреты и ограничения. Конкурентоспособность конкретного специалиста на рынке труда определяется более совершенной по сравнению с другими системой знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств, более высокой квалификацией, способностью быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции и роли.
В опросе ученых приняли участие 3403 человека, среди которых были старшеклассники, студенты и работающая молодежь до 30 лет. Респондентам предложили самостоятельно оценить уровень собственной конкурентоспособности. Выяснилось, что работающие молодые люди считают его достаточно высоким. На вопрос, “считаете ли вы себя конкурентоспособным”, однозначно ответили “да” 57%, “нет” — лишь 3%. Однако немало и сомневающихся. “Скорее да, чем нет”, ответили 33% респондентов, “скорее нет, чем да”, — 7%. 
— Мы наблюдаем высокий уровень уверенности молодых людей в собственной успешности; на свою неконкурентоспособность указывает примерно один из десяти опрошенных. Высокие оценки во многом связаны с молодостью, небольшим жизненным опытом, амбициозностью, сравнением себя в основном с коллегами по работе, личным окружением и иными факторами, — считает научный руководитель ТюмГУ академик РАО, доктор философских наук, профессор Геннадий Шафранов-Куцев.
По мнению экспертов, самооценку конкурентоспособности работающих молодых людей можно сделать более объективной, анализируя их отношение к выполняемой работе. Среди признаков, характеризующих высокую конкурентоспособность, на первом месте — “нравится профессия” (88%), на втором — “есть возможность повысить квалификацию” (84%), на третьем — “считаю себя исполнительным и работоспособным” (78%). Низкий уровень самооценки конкурентоспособности отмечается у работников, ответивших, что “профессия им не нравится” (первое место, 47%), “нет возможности повысить квалификацию” (второе место, 54%), “не считаю себя исполнительным и работоспособным” (третье место, 50%).
“Неконкурентоспособные респонденты имеют в основном стереотипное представление о феномене конкуренции и критично воспринимают лиц, задействованных в конкурентных интеракциях, наделяя их негативными характеристиками, приписывая социально не одобряемое поведение. В частности, неконкурентоспособные респонденты верят в то, что безнравственность в целом более благоприятна для достижения успеха, чем нравственность. Вместе с тем отмечается более позитивное отношение к конкуренции у респондентов с высшим и послевузовским образованием — именно они обладают более высоким уровнем конкурентоспособности среди ровесников”, — отметила доцент ТюмГУ кандидат социологических наук Галина Ефимова.
Ученые пришли к выводу, что уровень самооценки конкурентоспособности в решающей степени зависит от уровня образования и профессиональной подготовки. Качественное формирование профессиональных компетенций должно стать миссией любого учебного заведения. Для этого необходима конкуренто-ориентированная среда — лишь в ней может сформироваться конкурентоспособный специалист.
Пресс-служба ТюмГУ

Нет комментариев