39927

Ассигнования из госбюджета на федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий (2019-2027 годы) составят 185,5 млрд рублей. Из внебюджетных источников планируется привлечь не менее 35 млрд рублей. Об этом говорится в проекте правительственного постановления об утверждении программы, опубликованном на портале проектов нормативных актов. При этом отмечено, что объем и источники финансирования могут быть скорректированы при формировании федерального бюджета.

Основные цели программы: комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе генетического редактирования, разработка биологических препаратов, диагностических систем и иммунобиологических средств для сферы здравоохранения, биотехнологий для сельского хозяйства и промышленности, а также совершенствование мер предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области, сказано в паспорте документа.

Реализация программы призвана снизить критическую зависимость российской науки от иностранных баз генетических и биологических данных, иностранного специализированного программного обеспечения и приборов. В России должны создаваться биоинформационные и генетические базы данных, основные реагенты и программные продукты и прототипы оборудования.

К концу выполнения программы доля нашей страны в мировом объеме генетических технологий должна составить не менее 1%.

Планируется разработать не менее 30 генетических технологий направленного действия для редактирования важнейших хозяйственно-значимых организмов (растения, животные, микроорганизмы), а также культур клеток человека, не менее 20 генетических технологий, обеспечивающих редактирование генов-мишеней, ассоциированных с патологическими процессами и генетическими заболеваниями человека, не менее 25 высокочувствительных средств полевой и лабораторной диагностики патогенов для оперативного реагирования на биологические угрозы.

Кроме того, в числе задач обозначены развитие кадрового научного потенциала в сфере генетики, создание сети лабораторий, ведущих исследования, в том числе в области генетического редактирования. Также планируется создать национальный биоресурсный центр микроорганизмов биотехнологического назначения и центры технической поддержки исследований в области генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования.

Ответственными исполнителями программы являются Роспотребнадзор, Минздрав, Минсельхоз, Минпромторг, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Российская академия наук, МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет. Головной научной организацией станет НИЦ «Курчатовский институт».