Отказаться от мечты? Финансирование программы “Академгородок 2.0” под вопросом.

Поручение Президента РФ о комплексном развитии Сибирского отделения РАН (см. “На полвека вперед”, “Поиск” №29-30 от 27.07.2018) послужило поводом для подготовки целой серии междисциплинарных инфраструктурных проектов, многие из которых в начале ноября были представлены на Общем собрании СО РАН. Это были проекты разного масштаба и, что скрывать, разной степени готовности. Бесспорный флагман —  “Сибирский кольцевой источник фотонов” (СКИФ), пилотный проект отечественной сетевой инфраструктуры синхротронных исследований нового поколения, финансирование которого, можно сказать, обещано на всех уровнях. Его презентовал председатель научно-координационного совета СКИФа академик Валерий Бухтияров. Рабочая группа, включающая и сотрудников Института ядерной физики, который будет СКИФ строить, и представителей пользователей — институтов биологического, химического, геологического профиля Новосибирского научного центра — тщательно продумала и прописала все: от параметров установки до проектов экспериментальных станций первой очереди. Местом размещения нового инструмента для создания ключевых отечественных технологий в генетике, материаловедении, разработке месторождений полезных ископаемых и многих других областях предварительно определен наукоград Кольцово.
О менее масштабном, но не менее интересном проекте рассказал директор Института физики полупроводников академик Александр Латышев:
— Целью предлагаемого Центра полупроводниковых нанотехнологий должно стать обеспечение мирового уровня научных исследований, технологий и разработок в области новых материалов и, как следствие, элементной базы для микро-, нано-, био- и оптоэлектроники и нанофотоники, сенсорики, радиационно стойкой и в перспективе квантовой электроники, а также мелкосерийное производство современной электронно-компонентной базы для систем радиолокации, СВЧ-техники, телекоммуникаций, энергетики, авионики и приборостроения. Одна из задач — снижение так называемой операционной стоимости. Дело в том, что при заказе одного чипа стоимость квадратного сантиметра его обработки выражается в баснословных цифрах. Она становится приемлемой лишь при изготовлении сотен тысяч изделий.
Кроме того, в рамках центра ученые намерены разрабатывать микродатчики и сенсоры нового поколения, мегапиксельные, многоспектральные фотоприемные инфракрасные матрицы для промышленности и медицины. Наконец, планируется опережающее создание точек роста электроники будущего на новых физических принципах, выполнение проектов полного цикла и передача готовых технологий на ведущие предприятия России. Директор ИФП СО РАН отметил, что проект уже готовы поддержать 25 индустриальных партнеров.
Инициатива создания очень важного для региона Центра малой альтернативной энергетики территорий Сибири исходит от Института водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул). ИВЭП займется разработкой и апробацией интегрированных технологий возобновляемых и альтернативных источников энергии для удаленных и труднодоступных территорий юга Сибири, включая особо охраняемые. Среди участников и исполнителей данного проекта — ИСЭМ СО РАН и Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова. Этот и несколько других энергетических центров, поддержанных Объединенным ученым советом СО РАН по энергетике, машиностроению, механике и процессам управления, представил членам Общего собрания главный ученый секретарь СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Маркович. В числе инициатив — Междисциплинарный исследовательский комплекс аэрогидродинамики, машиностроения и энергетики, включающий целых парк установок. Проект входит в программу комплексного развития Новосибирского научного центра “Академгородок 2.0”.
 К сожалению, финансирование программы “Академгородок 2.0” остается под большим вопросом, о чем откровенно сказал в своем выступлении директор Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) им. академика Е.Н.Мешалкина академик Александр Караськов. Докладчик представил впечатляющие результаты развития новых медицинских технологий в СО РАН. В частности, недавно в НМИЦ им. Е.Н.Мешалкина была проведена первая в России операция по одновременной трансплантации сердца и печени, а недавно специалисты НМИЦ совместно с сотрудниками Института теоретической и прикладной механики разработали искусственное сердце, которое в будущем может заменить донорское. Но дальнейшее развитие этого направления требует финансовой поддержки. Так, Александр Михайлович отметил, что для апробирования новых методов в области онкологии необходимо строительство Центра протонных технологий, где могли бы быть реализованы разработки институтов по бор-нейтрон-захватной терапии рака. Но и здесь все упирается в необходимые значительные вложения.
Увы, вряд ли можно назвать обнадеживающим отсутствие на Общем собрании высокопоставленных представителей региональных и муниципальных органов власти, которые до сих пор посещали такие мероприятия регулярно, особенно в ходе предвыборной кампании. Возможно, стоит прислушаться к мнению председателя объединенного Ученого cовета СО РАН по наукам о Земле академика Михаила Эпова и отказаться от несбыточной мечты о значительных дополнительных бюджетных вливаниях и сосредоточиться на формировании пула инвесторов из тех компаний и корпораций, с кем у Сибирского отделения есть соглашения о сотрудничестве.