Тяготы вахты. Экстремальные условия работы — находка для психологов.

Арктика и Крайний Север у каждого из нас ассоциируются с суровым климатом, вечной мерзлотой. Там непросто находиться, особенно продолжительное время, не говоря уже о том, чтобы работать. Тем не менее люди трудятся даже в тяжелых северных условиях. Как же облегчить их жизнь и деятельность? Это — одна из задач заведующей кафедрой психологии Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова, кандидата психологических наук, доцента Яны КОРНЕЕВОЙ. Она работает над этой темой вместе с коллегами в рамках большого исследовательского проекта.
— Психологическими аспектами вахтового труда в Арктике наша научная группа занимается уже более 20 лет под руководством доктора психологических наук, профессора Натальи Николаевны Симоновой, — рассказывает Яна. — Я присоединилась к этим исследованиям еще в 2006 году, в период моего студенчества. А в 2015-м мы начали свои исследования на месторождении по добыче нефти и газа в Ненецком автономном округе. Изначально большое внимание уделяли психологической и профессиональной адаптации вахтовых работников в условиях Крайнего Севера и Арктики. 
Затем тема расширилась, что было связано с запросами практики. Например, руководителей предприятий нефтегазодобывающей промышленности стала беспокоить проблема безопасности персонала и сохранения его работоспособности. Это побудило нас заняться психологической безопасностью, более подробно изучить динамику работоспособности персонала и тех факторов, которые оказывают на нее влияние. 
Для работы в Арктике проводится жесткий отбор при приеме на работу по медицинским параметрам, однако психологического отбора никогда не было. Мы решили восполнить этот пробел и стали разрабатывать исследования, нацеленные на развитие психологической готовности к вахтовому труду.
— Как психологическая составляющая может влиять на работу в северных условиях?
— Прежде всего нас интересуют безопасность поведения работника и успешность его профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Это зависит от особенностей личности специалиста, его субъективного ощущения безопасности, саморегуляции (умения регулировать себя и свое поведение под воздействием факторов среды), психологической защищенности от стрессовых ситуаций. 
Психологическая безопасность зависит от многих факторов. Кроме индивидуальной стрессоустойчивости человека важны его текущее состояние, отношение к своей деятельности и безопасности, качества и навыки, необходимые для конкретной профессиональной деятельности. 
Специалисты на нефтегазодобывающих предприятиях работают преимущественно вахтовым методом. Это сопряжено с рядом опасных ситуаций. Одна из причин — групповая изоляция и экстремальные климато-географические условия Арктики. Нередко при неблагоприятных погодных условиях нет возможности выехать с вахты, ограничены средства связи, недоступна квалифицированная медицинская помощь. 
К этим ситуациям сотрудники относятся по-разному. К некоторым из них они адаптированы, знают, как себя вести и действовать. Прежде всего имеется в виду профилактика тех или иных ошибок, в результате которых кто-то может пострадать. Работники стараются не допускать подобных ситуаций, постоянно повышают уровень своего профессионализма. Правда, как ни странно, нередко из-за чрезмерной уверенности в себе у них снижается субъективная оценка опасности. Ряд проблем по-прежнему вызывает трудности, поэтому требует большего внимания со стороны менеджмента предприятий. 
— С представителями каких профессий вы работаете?
— Мы провели анализ всех основных профессий Крайнего Севера и разделили их на четыре группы: операторы по добыче нефти и газа, операторы очистных сооружений и котельной, водители, инженерно-технические работники. По результатам анкетирования оценили опасности 18 ситуаций, которые могут возникнуть во время вахты: у близких проблемы дома, а вы не можете помочь; опасная для здоровья работа; ошибка, из-за которой можете пострадать вы или ваши коллеги; ситуация, когда вы больны и требуется консультация врача; испытание нового оборудования; коллега нарушает технику безопасности; неисправное оборудование; работа без средств индивидуальной защиты; изменение погоды, вследствие чего нет выезда; задымление или возгорание; необходимость оказания первой медицинской помощи; отсутствие коллег на рабочем месте, когда нужна помощь; работа без предварительного инструктажа по технике безопасности; отключение электроэнергии; отсутствие связи; отключение водоснабжения; обострились хронические заболевания, но под рукой нет необходимых лекарств; травма.
Например, для водителей наиболее актуальны такие ситуации: изменилась погода, вследствие чего нет выезда; болезнь — требуется консультация врача; наличие хронического заболевания, но при этом отсутствуют необходимые лекарства. С одной стороны, водители работают на открытом воздухе, и поэтому они напрямую зависят от погодных условий. С другой, — выполняя свои обязанности, они часто удалены от производства, где располагается медпункт, поэтому в подобных ситуациях подвергаются большому риску.
Травмы опасны для операторов и специалистов технического обслуживания. В первую группу вошли операторы по добыче нефти и газа, которые обеспечивают работу наземного оборудования скважин, участвуют в монтаже, демонтаже и ремонте нефтепромыслового оборудования, установок. Они испытывают длительные физические нагрузки на открытом воздухе. 
Работа операторов очистных сооружений и котельной также связана с контролем, оценкой, диагностикой, обслуживанием оборудования. Но оно, как правило, автоматизированное, поэтому они трудятся в основном в закрытых помещениях в статичной позе, что также не очень полезно для здоровья.
В группе специалистов по техническому обслуживанию — слесари по ремонту, кладовщики и другие. Их основные профессиональные задачи — поддержание в исправном состоянии инженерных коммуникаций зданий, мелкие ремонтные работы, учет и выдача различных материальных ценностей. Их труд — физический, они работают преимущественно в закрытых помещениях. Это профессии с большим риском травматизма. 
Работников всех групп беспокоит ситуация, когда требуется консультация врача. В вахтовый период часто возникают проблемы со здоровьем, которые не всегда успешно решаются. 
— В штате не предусмотрен врач?
— В вахтовых поселках есть фельдшерский пункт. Это, конечно, не медперсонал, который должен быть в поликлинике или больнице. Фельдшер может оказать первую помощь, но не полномасштабное лечение. В условиях Арктики могут возникать разные опасные ситуации, которые требуют прекращения работы и лечения, а значит, приведут к снижению заработков. Поэтому нередко работники скрывают заболевания и продолжают трудиться. 
Есть разные механизмы, которые человек использует для регуляции своего поведения и самочувствия. Для вахтовиков мы определили следующую формулу: планирование, моделирование и самостоятельность. Работникам нужно осознанно планировать деятельность, но во время непредвиденной ситуации они должны быть готовыми изменить свои планы. Это важно, так как при жестком планировании в случае внезапных перемен человеку сложно перестроиться. Он испытывает неудовлетворенность, ему нужно дополнительное время для выстраивания нового графика. При гибком планировании такое негативное эмоциональное состояние не возникает, и человек быстро переключается. 
Моделирование означает, что человек мысленно представляет возможное развитие ситуации, “примеряет” различные варианты действий и выбирает оптимальные. Он может предвидеть результат, рассчитать наилучший способ действий и только после этого приступить к его реализации. 
Что касается самостоятельности, то, как ни странно, чем ее меньше в нашем случае, тем лучше. Для решения многих задач вахтовикам нужны советы руководства и коллег. Самонадеянность в решениях и действиях может привести к ухудшению ситуации и появлению опасных последствий. 
— Какие подходы вы используете в своей работе? 
— Это комплексные методы. Они сочетают анкетирование, наблюдение, психофизиологическое тестирование с применением аппаратурных методик, психологическое тестирование. Опираемся в основном на существующие методики, а вот анкету разработали сами.
При психофизиологическом тестировании определяем сложную зрительно-моторную реакцию с помощью устройства УПФТ-1/30 “Психофизиолог”. С помощью него же снимаем показания вариационной кардиоинтервалометрии. При этом оцениваются функциональное состояние и адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы. Психофизиологическое тестирование включает также методику измерения активациометрии полушарий головного мозга с помощью аппаратно-программного комплекса “Активациометр”. Мы получаем показатели активации каждого полушария отдельно, функциональной асимметрия полушарий, а также глазомер правого и левого глаза. Проводим сравнительный анализ, изучаем влияние факторов среды на эти параметры.
Теперь о психологическом тестировании. Мы используем самые разные психологические тесты и опросники (около 15), которые помогают нам всесторонне обследовать вахтовых работников, диагностировать разные аспекты их личности, выявить сотрудников, наиболее адаптированных к вахтовому методу труда.
— Какими чертами нужно обладать, чтобы не испытывать психологических трудностей на вахтовой работе? 
— Лучше других адаптируются те, кто способны приспосабливаться к профессиональной деятельности, ее задачам, коллективу, условиям организации труда. Такие люди умеют регулировать свое поведение, продумывать действия, налаживать контакт с окружающими, доверительные взаимоотношения. Они считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем карьерном продвижении. То есть берут на себя ответственность за свою жизнь и характер взаимоотношений с коллегами.
— Используются ли где-то результаты ваших исследований?
— Мы передали наши данные и рекомендации по оптимизации работы организациям нефтегазовой промышленности. Дальше выбор за этими предприятиями, внедрить их в практику или нет. Исходя из результатов экспедиций, мы разработали кейсы и деловые игры для участников выездной психологический школы “Работа на вахте: успех и здоровье”, которая организуется нашей кафедрой уже три года подряд. Игры и кейсы моделируют типичные ситуации, которые могут возникнуть как на работе, так и на досуге в вахтовом поселке.
— Что вы собираетесь исследовать дальше?
— Сейчас мы выполняем работу по гранту РФФИ на тему “Сравнительный анализ психологических рисков в профессиональной деятельности вахтовых работников на юге и Крайнем Севере Российской Федерации”. Ведем переговоры с компаниями. Планируем выезд в марте 2019 года. 
Климато-географические, производственные и социально-бытовые факторы зачастую приводят к неподъемным нагрузкам на организм вахтового работника. Полная адаптация организма к этим условиям практически невозможна, что создает риски для здоровья. В ходе работ мы выявили, что профессиональная деятельность вахтовым методом в условиях Крайнего Севера проявляется в неблагоприятных функциональных состояниях и деструктивном поведении работников. Это приводит к снижению уровня психического здоровья, производительности и эффективности труда. 
На юге России также применяется вахтовый метод. Мы хотим выяснить, как отличается воздействие факторов вахтового труда на севере и юге. Это позволит понять, какие технологии психологического сопровождения персонала, разработанные для предприятий севера России, можно применять и для организаций южных регионов. Нужно понять, какова роль климатических условий и групповой изоляции. Мы уже провели экспедиционный выезд в Краснодарский край. Сейчас обрабатываем и анализируем результаты. Проект будет длиться три года. В следующем году планируем экспедицию на нефтяную платформу. 
Беседовала Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото предоставлено Яной Корнеевой

Нет комментариев