Хорошо на мелководье

Первые позвоночные после своего возникновения в мелководье прибрежных вод пребывали там еще 100 миллионов лет. Об этом рассказал Science News.
Результаты нового исследования, которые публикует журнал Science, предполагают, что колыбель эволюции позвоночных была ограничена прибрежным мелководьем с глубиной не более 60 метров. Первые позвоночные — рыбы — появились в этих водах около 480 миллионов лет назад. О том, где возникли животные, сначала на мелководье или в глубине океана, в пресной или соленой воде, биологи-эволюционисты спорят давно. “Главная проблема в том, что ископаемые свидетельства первых 50-100 миллионов лет существования позвоночных в ужасном состоянии”,  — поясняет палеобиолог Лорен Саллан (Lauren Sallan) из Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania).  “Такие ископаемые, как правило, находят в виде мелких кусочков, и трудно сказать, что именно происходило с этими организмами”, — цитирует Саллан Science News. Вместе с коллегами исследовательница собрала данные о 2827 окаменелостях челюстных и бесчелюстных рыб, живших в период от 480 миллионов до 360 миллионов лет назад. К этой базе данных авторы добавили сведения о среде обитания этих ископаемых, будь то прибрежное мелководье, пресные воды или океанические глубины, почерпнутые из геологии пород, где были найдены останки, а также из разнообразия беспозвоночных окаменелостей в тех же породах.
Затем Саллан с соавторами использовали математический аппарат для предсказания сред обитания самых древних позвоночных, заполнив таким образом бреши в эволюционном древе рыб. И получилось, что вместо рек, озер или вод океанических глубин вокруг коралловых рифов первые позвоночные должны были придерживаться прибрежной зоны океанов. На этом мелководье они пробыли около 100 миллионов лет, приобретая приспособления, необходимые для последующего заселения различных экологических ниш. У некоторых рыб появилась обтекаемая, отточенная форма тела, подходящая для быстрого плавания на большой глубине. У других развилось более сильное и защищенное тело. Такие организмы держались близко к берегу или ушли в реки или озера. Появлению разнообразия среди древних позвоночных — обитателей мелководья — мог способствовать бурный рост сухопутных растений в Девонском периоде — от 419 миллионов до 359 миллионов лет назад — с последующим увеличением органических веществ в водах, приносимых реками в океан. Это обогатило среду их обитания питательными веществами, что могло сказаться на увеличении числа плавающих позвоночных вдобавок к тем, которые уже обжили морское дно.