Неудовлетворительно! Эксперты НИУ ВШЭ упрекнули вузы в недоборе “отличников”. - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Неудовлетворительно! Эксперты НИУ ВШЭ упрекнули вузы в недоборе “отличников”.

“Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на первый курс вузов, свидетельствует о двух важнейших факторах. Во-первых, о востребованности той или иной образовательной программы (направления подготовки). Во-вторых, об интересе абитуриентов и их родителей к вузу, о силе бренда того или иного учебного заведения”, – отметил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, выступая на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной итогам очередного исследования качества приема в российские вузы по их сайтам в Интернете. Министр пояснил, что эта информация и ее анализ позволяют сделать выводы о том, на какие специальности сориентированы абитуриенты и как меняется их выбор, “дают возможность сформировать организационные инструменты влияния на эти предпочтения”. Глава министерства сообщил, что востребованность – важный фактор оценки вуза, его истории, состояния, активности в медиапространстве. Все это будет учтено в мониторинге деятельности учреждений ВПО, который Минобрнауки должно завершить к концу текущего года. “Интерес граждан к вузам – важный показатель, – подчеркнул Дмитрий Ливанов. – Неинтересные им вузы должны уходить с образовательного поля”.
Тем не менее разного рода абитуриентов интересуют разные учреждения ВПО. Об этом напоминают и результаты презентованного исследования. Оно проводилось по заказу Общественной палаты РФ в рамках проекта “Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию” Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” и проекта “Социальный навигатор” РИА Новости. Авторы выявляли средний балл абитуриентов, зачисленных на бюджетные места очных отделений бакалавриата и специалитета порядка 500 государственных вузов по результатам ЕГЭ в 2012 году. Достижения олимпиадников в отличие от целевиков и льготников не учитывались. Полученный в итоге рейтинг прокомментировал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
По его словам, в целом качество приема по сравнению с прошлым годом улучшилось. “Красная зона”, куда авторы рейтинга помещают вузы, набравшие больше половины “троечников”, сократилась. Повысилось число “хорошистов” и “отличников”, принятых на естественно-научные и медицинские специальности, укрепились позиции педагогических дисциплин (средний балл на твердую “четверку”, только 10% педвузов в “красной зоне” с 55 баллами и ниже), выросли показатели по таким направлениям подготовки, как лесное дело, геодезия и землеустройство, материаловедение.
“Среди технических университетов сформировалась группа, в которой средний балл приема превышает 70, то есть вузы этой группы приняли больше половины “отличников”, – сообщил Ярослав Кузьминов. При этом он подчеркнул, что при приеме в вузы по специальностям в таких областях, как технология легкой промышленности, сельское и рыбное хозяйство, машиностроение, лесное дело, вооружение, по-прежнему больше половины приема – абитуриенты, имеющие “тройку” по профильным предметам.
Рейтинг технических университетов с большим отрывом возглавляет Московский физико-технический институт (государственный университет). На втором месте Российский государственный технический университет нефти и газа им. И.М.Губкина, на третьем – Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, четвертым идет Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”, а замыкает пятерку лучших Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.
Первые среди классических – МГУ и Санкт-Петербургский государственный университет, третье место занял Новосибирский госуниверситет. Говоря о группе педагогических вузов, ректор Вышки высказал свое отрицательное отношение к их деятельности как самостоятельных отраслевых учреждений. “Педагогическая карьера не привлекает лучших: “отличников” в педвузы приходит по-прежнему мало – 5-6%. В 2012 году из 122 вузов, реализовавших программы педагогического образования, только 10 зачислили на них более половины студентов-“отличников”. Из них только два – это собственно педвузы, остальные – классические университеты. По всей видимости, нужно думать о том, чтобы заканчивать с обособлением подготовки педагогов в отраслевых вузах, потому что выпускники классических университетов часто становятся лучшими учителями и сильные директора школ предпочитают именно их”, – аргументировал Ярослав Кузьминов. Между тем не так давно директор московского Центра образования №109 Евгений Ямбург, которого общество однозначно считает “сильным директором”, на первом заседании Общественного совета при Минобрнауки в очередной раз предостерег министерство от подобного шага. Он назвал критерий оценки качества приема “не совсем честным”, напомнив, что абитуриентов в нашей стране выпускают слишком разные по уровню и назначению школы. Кроме того, в классических университетах будущие педагоги, как правило, получают не в полном объеме необходимые для специалистов этой профессии знания и компетенции.
С мнением Ямбурга согласятся многие. “Отличников” на стопроцентный прием во все вузы никогда не наберется, закрыв же педвузы в малых и средних городах, мы потеряем кадры учителей прежде всего для сельских школ, а вслед за закрытой школой, как уже признает Президент РФ, умирает и село. “Тройка” – удовлетворительная оценка, даже если, по мнению экспертов, это не так.
Картину приема в федеральные и национальные исследовательские университеты Кузьминов оценил, как не вполне удовлетворительную. Но Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина и Казанский (Приволжский) федеральный университет он отметил как “неплохо представленные в рейтинге”. В целом руководитель НИУ ВШЭ считает объединение разнородных вузов – классических и технических – удачным не в каждом случае. Высказался Ярослав Кузьминов и по качеству приема в федеральных университетах: там ситуация еще “более неопределенная, чем в национальных исследовательских, где примерно половина не лидирует ни по одному направлению, у многих достаточно низкий средний балл”. Так же Я.Кузьминов отметил, что при определении госзадания вузам “нельзя слепо опираться на мнение региональных руководителей и предпринимателей”. Мол, “они заказывают за счет бюджета подготовку избыточного числа специалистов, не неся ответственности за их достойное трудоустройство в будущем”.
Тем не менее на упомянутом выше заседании Общественного совета Дмитрий Ливанов пообещал, что при оценке деятельности вузов региональные потребности будут учтены.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2