К взлету готовы. Всероссийская контрольная набирает обороты.

В последнее время в нашей стране появилось множество акций, нацеленных на популяризацию науки. Есть “Тотальный диктант”, Всероссийский диктант по географии и Всероссийский правовой диктант, “Открытая лабораторная”…
В прошлом году список этих масштабных мероприятий пополнила Всероссийская физико-техническая контрольная “Выходи решать!”, инициатором проведения которой стал МФТИ. В числе соорганизаторов — Министерство науки и высшего образования, компания “Яндекс” и Фонд целевого капитала МФТИ.
В состоявшейся недавно второй акции “Выходи решать!” приняли участие около 57 тысяч человек — в основном это школьники, ученики старших классов. Подавляющее большинство (97,5%) — из России, причем 14,5% — из Москвы. Кроме того, “вышли решать” задания в Швейцарии и Республике Корея, Казахстане и Белоруссии — в общей сложности в 40 странах.
Как и в прошлом году, контрольная проводилась по трем предметам (физике, математике, информатике), по каждому из которых предлагалось выполнить пять заданий. Можно было выбрать любое количество предметов. Желающие проверить свои знания по физике и математике могли это сделать как очно, придя на специальную площадку, так и дома, сидя за своим компьютером. Контрольная по информатике проходила только в формате онлайн.
Для проведения акции были организованы 230 площадок — в школах, вузах, культурных центрах. Одну, во Владивостоке, открыли даже в океанариуме.
В Москве контрольную писали на 50 площадках, но центральным пунктом стал Городской дворец детского (юношеского) творчества, больше известный как Дворец пионеров на Воробьевых горах. Сюда пришли испытать свои силы около 200 школьников. Перед началом контрольной их напутствовали и пожелали успеха ректор МФТИ Николай Кудрявцев, выпускник МФТИ и нобелевский лауреат 2010 года Константин Новоселов, популяризатор математики Николай Андреев и др. Российский математик, ректор университета Дмитрия Пожарского Андрей Савватеев, выступивший перед ребятами по видеоконференцсвязи, сравнил математику с взлетающей ракетой, а физико-техническую контрольную назвал “ступенькой к взлету”.
Затем ребята разошлись по аудиториям и приступили к работе.
По словам проректора МФТИ по международным программам и техпредпринимательству Алексея Малеева, “задачи физико-технической контрольной составлены так, чтобы их решение доставляло удовольствие”.
— В отличие от олимпиад и экзаменов у нас нет жесткого контроля за учащимися, — заметил проректор. — Если кто-то во время контрольной посмотрит какую-то теорему в книге или Интернете, мы будем этому только рады. Ничего плохого нет и в том, если ребята обменяются мнениями. Решение этих задач не требует знания сложных формул, умения дифференцировать и интегрировать, главное — проявить смекалку и находчивость.
Сразу после испытания, которое длилось ровно час, состоялся “разбор полетов”. Задания по физике проанализировал Константин Новоселов (не каждый день простым российским школьникам удается побыть учениками нобелевского лауреата!). Но перед этим ученый успел ответить на вопрос корреспондента “Поиска”, почему он принял предложение стать “амбассадором” всероссийской контрольной?
— Я сам вырос на олимпиадах, они мне очень сильно помогли укрепить веру в себя, в свои силы, и теперь — моя очередь помочь этим ребятам, — сказал К.Новоселов. — Уровень физико-математического образования в России все еще высок, нужно стараться его не растерять.
Николай Андреев, объяснявший решения задач по математике, превратил этот “разбор” в настоящее шоу, что, впрочем, неудивительно, — он заведует лабораторией популяризации и пропаганды математики в Математическом институте им. В.А.Стеклова Российской академии наук (МИАН). Совместно с коллегами ученый ведет уникальный проект “Математические этюды” — сайт, на котором размещаются фильмы и мультфильмы о решенных и нерешенных математических задачах, снятые с использованием современной трехмерной компьютерной графики. Некоторые из них Н.Андреев продемонстрировал участникам контрольной. Ребята с увлечением смотрели, как визуализация сложных математических задач помогает отвечать на сложные вопросы, например, понять, что общего между музыкой и геометрической прогрессией или почему пить горькое лекарство из конусообразного фужера приятнее, чем из обычной цилиндрической чашки.
Не менее живой и интересной оказалась дискуссия, в которой приняли участие К.Новоселов и Н.Андреев. Они говорили о своем пути в профессию, который ни у кого не был простым и гладким. Оба приехали поступать в московские вузы из других городов: Константин Новоселов, например, из Нижнего Тагила. Ученый рассказал, что сначала он за компанию с одноклассниками поступал в Уральский государственный университет. Когда его не приняли по состоянию здоровья (хотя незадолго до того он был признан годным к армейской службе), он “обиделся и решил поступать в МФТИ”, поскольку уже несколько лет занимался в заочной физико-технической школе при этом вузе. Не без юмора Константин Сергеевич вспомнил, как ему приходили обратно проверенные студентами МФТИ работы “со следами сковородок”. Конечно, в МФТИ молодой человек поступил и закончил этот вуз с отличием в 1996 году. Время тогда было непростое — финансирование науки сокращалось, и многие его сокурсники ушли в бизнес. Будущему нобелевскому лауреату пришлось делать сложный выбор между двумя карьерами: предпринимателя и ученого. Он выбрал второй путь и, по его словам, ни разу об этом не пожалел.
Николай Андреев рассказал о том, что не сразу определился с выбором своего призвания: сначала он поступил в МГТУ им. Н.Э.Баумана, однако после окончания первого курса понял, что математика ему интереснее, и сдал экзамены на мехмат МГУ.
После образовательно-развлекательной программы были объявлены имена лучших, и состоялась церемония их награждения.
Итоги Всероссийской физико-технической контрольной “Выходи решать!” в целом таковы: победителями “в международном масштабе” стали 523 человека. Из них 343 решили все 15 задач, а 180 человек — 14. В среднем участники акции верно решили три задачи по математике, две по физике и одну по информатике.
— В этом году акция стала еще масштабнее: в полтора раза больше людей, чем в прошлый раз, решили хотя бы одну задачу, — прокомментировал А.Малеев. — Количество участников выросло на 63%: с 35 до 57 тысяч человек. К тому же нам удалось увеличить количество площадок в три раза — до 230 точек — нас поддержали единомышленники со всей страны и из нескольких зарубежных государств. Это — большой рывок вперед для популяризации точных наук в стране. Нашу инициативу поддержало Министерство науки и высшего образования, индустриальным партнером выступил “Яндекс”. Хочется верить, что благодаря этим совместным усилиям мы сформируем среду, в которой молодые и любознательные будут с радостью решать задачи и захотят пойти в науку.
Ольга ДАШКОВСКАЯ