Не выходя из класса. Учителя пройдут аттестацию на рабочих местах.

Новую модель аттестации школьных учителей обсудили недавно в МИА “Россия сегодня”. Оценивать квалификацию педагогических работников теперь будут на основании единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Сейчас каждый из 85 субъектов Федерации проводит свои собственные процедуры оценки. Создание единой модели аттестации учителей — одно из ключевых мероприятий “дорожной карты” по формированию системы учительского роста Минпросвещения, подготовленной в соответствии с поручением Президента РФ по итогам декабрьского заседания Госсовета от 2015 года. 
Первый вариант аттестационной модели был сформирован в 2017 году, а в 2018-м, с 21 мая по 6 июля, прошла его апробация в 19 субъектах РФ. Учителя, добровольно принявшие участие в пробной аттестации, выступили в качестве экспертов новой системы. В ее тестировании и обсуждении участвовали также представители Общероссийского профсоюза образования. 
Как сообщила замдиректора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения Светлана Ермакова, в результате предварительного анализа стало понятно, что первоначальная версия модели нуждается в коррективах. Прием предложений и замечаний, а также усовершенствование проекта продолжатся вплоть до 2020 года, после чего состоится апробация окончательного варианта. 
Первые годы после введения новой модели учителя смогут решать сами, как им проходить аттестацию: в новом формате или в привычном старом. 
Пока же не выработано даже единого мнения о том, какие этапы будет включать в себя будущая проверка квалификации педагогов. Например, в первоначальном варианте в качестве одной из обязательных процедур предполагалась видеозапись урока аттестуемого, но сейчас министр просвещения Ольга Васильева, по словам С.Ермаковой, высказывает сомнения в целесообразности этого. Дело в том, что в законе закреплено, что для видеосъемки детей необходимо получить согласие их родителей, — организовать это в массовом порядке будет практически невозможно. Еще одна проблема, с которой столкнулись в Минпросвещении, — трудность учета мнений выпускников: оценки могут быть субъективны, опросы тех, кто уже вышел из стен школы, организовать сложно, к тому же не все педагоги преподают в выпускных классах. Поэтому, возможно, от заложенных в проекте опросов выпускников придется отказаться. 
“В наших интересах разработать такую модель аттестации, которая станет стимулом для педагогических работников и позволит им без портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте”, — подытожила С.Ермакова. 
Один из непосредственных разработчиков новой системы, проректор по внеучебной и социальной работе Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин, подробно рассказал, какие компетенции преподавателей будут оцениваться в ходе аттестации. Их четыре: предметная, методическая, психолого-педагогическая и коммуникативная. Понимание своих профессиональных дефицитов (слабых сторон) в каждой из компетенций поможет учителю точнее выстроить собственную образовательную стратегию, чтобы соответствовать профессиональному стандарту педагога, а также иметь возможность, оставаясь учителем, занять дополнительную должность — методиста, наставника — с учетом не столько преподавательского стажа, сколько опыта. В правовое поле будут введены новые должности: старший учитель-методист и ведущий учитель-наставник. 
По мнению зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Татьяны Куприяновой, аттестация, прохождение тестирований не такая уж непривычная процедура для учителей. На курсах повышения квалификации они регулярно проходят проверочные тесты на соответствие стандартам. Как считает профсоюзный лидер, в основе возможного недовольства педагогов переходом к новой системе аттестации лежит недоверие к тем, кто будет экзаменовать, к содержанию заданий, к разработчикам программ. Не доверяют друг другу составители тестовых заданий в разных регионах, учителя и родители, учащиеся и учителя. Нужны прозрачность, понимание задач и ответственности всех сторон, доверительность в отношениях. Поэтому так активно в этой работе участвует профсоюз. “Единое образовательное пространство —  это не слова, а возможность эффективно реализовать способности учеников и учителей и добиться лучших результатов, — отметила Т.Куприянова. — Мы прислушиваемся, что говорят и чувствуют учителя, серьезно относимся к порядку проведения испытаний”. Так, например, недавнее обнародование искаженных результатов тестирования Рособрназдора, основанного на неапробированных диагностических инструментах и предназначенных для внутреннего исследования ведомства, нанесло, по мнению зампредседателя профсоюза, серьезный ущерб репутации учителей, глубоко их оскорбило. 
Поэтому при проработке новой системы аттестации члены профсоюза не только наблюдают за соблюдением интересов учителей, но и активно участвуют в обсуждении. “После завершения исследований в рамках новой модели аттестации мы встречались с педагогами, обсуждали с ними содержание заданий, порядок организации работы, после чего обобщили их предложения и направили министру просвещения, чтобы учесть их на втором этапе апробации”, — сказала Т.Куприянова. Учителя демонстрируют активную жизненную позицию, участвуя в экспериментах и тестированиях, что не входит в круг их должностных обязанностей. По итогам апробации новой системы аттестации профсоюз работников образования разослал более 450 благодарностей учителям, согласившимся принять участие в этом важном для сферы образования процессе.
Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев