Не грех завидовать таланту! К юбилею академика Бориса Патона.

27 ноября исполнилось 100 лет выдающемуся ученому, уникальному человеку Борису Евгеньевичу Патону. Его незаурядный ум, творческая жизненная энергия и трудолюбие навсегда вписали имя Патона в историю мировой науки. Я хочу напомнить лишь об одном эпизоде этой истории.

Во время Великой Отечественной войны Институт электросварки АН УССР, возглавляемый тогда отцом Бориса Евгением Оскаровичем Патоном, был эвакуирован на Урал, где специалисты института провели огромную работу по механизации и автоматизации сварочных работ, освоили новые технологии и внедрили их в процесс изготовления боевой техники.
Вот как это было. По решению Государственного комитета обороны в августе 1941 года на базе «Уралвагонзавода» и 12 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна. 
Суровые условия войны требовали десятков тысяч танков. Препятствием к увеличению их выпуска оказались бронекорпуса, которые необходимо было сваривать. Выполнить эту работу можно было силами сотен, тысяч высококвалифицированных сварщиков. Но где их взять? Опытных представителей этой профессии даже в мирное время не хватало. Подготовить же в кратчайший срок нужное количество спецов виделось немыслимым. Людей не хватало ни на фронте, ни в промышленности тыла. Из создавшегося положения виделся только один выход: автоматизировать сварку. И в то трудное время Институт электросварки АН УССР под руководством Е.О.Патона начал разработку технологии автоматической сварки брони под слоем флюса.
Научные сотрудники Института электросварки из лаборатории перебрались в цеха, стали инструкторами-наставниками, мастерами, технологами. Скоростная сварка заставила улучшить весь процесс изготовления корпусов. Производительность нового способа сварки превзошла возможности сварки покрытыми электродами. Ввод одной автоматической сварочной установки давал 42% экономии электроэнергии. Но главное — обеспечивал высокое качество и производительность, без которых было не сделать необходимого количества танков. Технология автоматической сварки корпусов боевых машин внедрялась на заводах Урала, Сибири, Поволжья быстро.
О работе Е.О.Патона в то время сложилась легенда. Танкисты, ездившие на заводы получать танки, рассказывали своим товарищам, что ходит по цехам высокий седоусый академик, выстукивает молоточком броню и выслушивает каждый танк. И если уж он дает добро, за машину можно не беспокоиться — снаряд не пробьет корпус.
К лету 1942 года на танкостроительных заводах СССР работали уже несколько десятков автосварочных установок. Благодаря надежной сварной броне были спасены жизни многих тысяч танкистов. А крупносерийное производство танка Т-34 на «Уралвагонзаводе», мы считаем, предопределило победу над фашизмом. 
До Великой Отечественной войны на Урале не выпускали броню. Но за короткое время уральский промышленный регион стал центром танкостроения. Это — великий трудовой подвиг уральцев. Яркий эпизод тех событий в тылу — разработка и производство на Уральском заводе тяжелого машиностроения («Уралмаше») литых танковых башен, которых до этого не делал никто в мире.
Коллектив «Уралмаша», где я имел счастье работать многие годы, за считаные месяцы по заданию ГКО перестроился и стал ведущим поставщиком броневых корпусов для танкосборочных предприятий. Это стало возможным за счет внедрения новых методов литья, штамповки, металлообработки, а главное — автоматизированной скоростной сварки.
Для производства брони не хватало необходимой оснастки и производственных площадей. Совсем «узким» местом стала сварка, как раз та технология, на которой базировалось танкостроение. И особенно это сказывалось на производстве башни — наиболее трудоемкой части корпуса.
В сентябре 1941 года руководство «Уралмаша» получило за подписью И.В.Сталина, возглавлявшего Государственный комитет обороны СССР, жесткую телеграмму с требованием выполнить заказы по поставке бронекорпусов. «Через несколько дней вы окажетесь нарушителями своего долга перед Родиной», — гласило послание.
Позже, вспоминая военное время, уралмашевцы всегда отмечали вклад института Патона в деятельность предприятий Урала, а также тесное сотрудничество с коллективом в послевоенный период. Я сам закончил Уральский политехнический институт в 1959 году, и тут же, буквально на следующий день после защиты диплома, меня пригласил директор «Уралмаша» В.В.Кротов, в будущем — министр энергетического машиностроения СССР, и подписал приказ о назначении главным технологом по сварке. Естественно, как главный сварщик завода, а далее — главный инженер и генеральный директор завода, я постоянно тесно контактировал со специалистами Института электросварки им. Е.О.Патона. Мне посчастливилось довольно часто общаться с Борисом Евгеньевичем Патоном при строительстве уникального блока цехов металлоконструкций «Уралмаша». Решением правительства у нас должно было быть создано крупное производство сварных конструкций, так как имевшиеся в то время мощности не удовлетворяли потребностей предприятия. На «Уралмаше» на площади в 10,5 га под единой крышей началось строительство блока цехов по изготовлению сварных металлоконструкций на основе современных передовых технологий сварки. 
Новый блок цехов впитал в себя все новации науки и техники того времени. По масштабам производства и технической оснащенности он был первым в Европе, его продукция и сегодня пользуется огромным спросом. За создание этого комплекса в 1969 году целой группе специалистов нашего завода и Института электросварки им. Е.О.Патона была присуждена Государственная премия СССР. 
Благодаря разработкам Бориса Патона был проведен первый эксперимент сварки в космосе. Он сделал огромный вклад в разработку ракеты Н1, которая предназначалась для освоения Луны. Вместе с коллективом ученых-сварщиков и хирургов Борис Патон разработал новый способ соединения мягких тканей, а также инструменты для сварки различных видов биологических материалов.
Прошло всего несколько десятков лет с того времени, когда электросварка из лабораторий и кустарных мастерских шагнула в область ведущих технологий всего мира. Сегодня трудно представить отрасль экономики, где бы широко не применялся этот вид производства.
В сварке наша страна занимала и занимает лидирующее положение. Во многом это получилось потому, что в Советском Союзе знаменитое научное направление возглавлял Борис Евгеньевич Патон. Страна высоко ценила его заслуги. Б.Е.Патон — дважды Герой Социалистического Труда, он награжден многочисленными орденами времен СССР, отмечен гениальный сварщик и наградами Российской Федерации. В день столетия желаю Борису Евгеньевичу доброго здоровья, неисчерпаемого запаса творческих сил и успехов!
Николай РЫЖКОВ
Фото Николая Степаненкова
 

Нет комментариев