Поиск - новости науки и техники

Задание на послезавтра. Вузы научатся предвосхищать тренды будущего.

Модернизация образования в условиях неопределенности и его влияние на экономическое развитие страны – два ключевых на сегодняшний день направления работы Федерального института развития образования (ФИРО), недавно влившегося в состав Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Сообщив об этом на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”, ректор ­РАНХиГС Владимир Мау пояснил, что под неопределенностью в данном случае подразумевается отсутствие в обществе четкого представления о спектре профессиональных компетенций, которые уже в не самой далекой перспективе будут востребованы работодателями. Что же касается влияния модернизации образования на экономический рост, то здесь важно понять, в какой мере можно подходить утилитарно к образовательной отрасли и когда следует ждать отдачи от инвестиций в нее. 
– Мы понимаем, что акцент на модернизации образования как элементе развития человеческого капитала – это разговор не чисто о финансах, не о том, как потратить государственные деньги, что тоже, несомненно, весьма важно и требует большой ответственности. Говорить прежде всего необходимо об институциональных условиях, стандартах и формах работы, о содержании образовательных программ и непрерывности обучения на протяжении всей жизни, – сказал В.Мау, подчеркнув, что с вхождением ФИРО в состав ­РАНХиГС стало возможным объединение исследований в области всех уровней образования – от дошкольного до поствузовского. 
Быстрая смена технологий требует непрерывного “переучивания”, умения отказаться от вчерашних профессиональных возможностей и освоения новых, поэтому, как отметил научный руководитель ФИРО РАНХиГС Ефим Коган, необходимо формировать актуальные тренды, например ориентацию на развитие “адаптационного потенциала человека”. 
– Замечу, что адаптация – это не покорность судьбе, но готовность и умение переконструировать себя, переформатировать собственные ресурсы, понять, чего не хватает, а что может быть использовано для решения поставленных жизнью задач. Это тоже определенная технология, умение делать некие общие вещи, необходимые в разных ситуациях. Освоение таких ключевых компетенций создает потенциал и для развития, и для адаптации человека, – пояснил докладчик. 
По словам Е.Когана, в число основных задач, стоящих перед ФИРО на ближайшие годы, также входят формирование ресурсов на всех уровнях образования с учетом принципиально новых технологических возможностей, поиск и апробация наиболее эффективного способа организации системы среднего профессионального образования, изучение запросов общества, бизнеса, госструктур и ориентирование высшей школы на оценку этих потребностей, прогнозирование трендов на перспективу. 
Директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС, руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко обратила внимание на развитие непрерывного образования:
– Сейчас уровень таких программ низок, а охват ими небольшой. В последние годы он поднялся с 13,8% от общего числа занятых до 20%, однако эта цифра вызывает сомнения у экспертов. Нам необходимо повысить этот показатель до 40-60%. Вопрос, как это сделать.
Она также напомнила, что нацпроект “Образование” покрывает не все стороны образовательной системы. Многие задачи “растворены” в других государственных программах, посвященных демографии, науке, здравоохранению, городской среде и др., и “стыковать” их предстоит ФИРО. “Вопросом вопросов” Татьяна Львовна назвала проблему повышения глобальной конкурентоспособности нашей системы высшего образования:
– Отпускать ли часть вузов в отрыв, а потом подтягивать остальных? Мы – страна, где 80% выпускников школ идут в вузы, поэтому повышение качества высшего образования – драйвера экономического роста – важная тема для нашей дальнейшей деятельности. 
Директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов и руководители научных подразделений института рассказали журналистам, как означенные задачи решаются его специалистами. Так, Центр профессионального образования и систем квалификации ФИРО ­РАНХиГС возглавил разработку концепции внедрения программ модернизации СПО и предложил методику организации профориентационной работы со школьниками (эти рекомендации будут использованы в рамках реализации одного из мероприятий, предусмотренных в проекте по ранней профессиональной ориентации “Билет в будущее”, который был инициирован Президентом РФ Владимиром Путиным). Кроме того, центр провел инвентаризацию системы профобразования и подготовил новый вариант перечня профессий СПО. По данным Максима Дулинова, порядка 30% профессий, включенных в ныне действующий перечень, не востребованы уже в течение нескольких лет. 
– Сегодня более 45% детей после школы переходят в систему СПО. Ее развитие требует решения целого ряда накопившихся вопросов: этой сфере давно не уделялось должного внимания. Очевидным стал “перекос” в сторону WorldSkills – мы стараемся хорошо выглядеть в международных соревнованиях, но не рассматриваем проблемы, решение которых определит будущее системы профобразования, – констатировала, в свою очередь, Татьяна Клячко. 
Результатом многолетней работы Центра этнокультурной стратегии образования ФИРО РАНХиГС стал проект концепции преподавания родных языков, подготовленный минувшим летом и представленный в Министерство просвещения. Максим Дулинов также сообщил, что сотрудники центра участвовали в подготовке указа Президента РФ “О создании фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации”, который вышел в октябре текущего года.
В следующем году Центр мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС представит доклад о положении молодежи на российском рынке труда и влиянии образования на трудоустройство. По данным директора центра Марка Аграновича, у молодых людей до 25 лет шансов найти работу сегодня меньше, чем у представителей более старшего поколения (до 64 лет). Его коллеги приступили к разработке методологии мониторинга, которая позволит не только учитывать прямые результаты образовательных программ (например, повышения уровня охвата учителей дополнительным образованием), но и оценить конечный эффект их реализации для конкретных людей и экономики. 
Это подразделение ФИРО РАНХиГС активно участвует и в международных исследованиях. Сотрудниками центра разработан специальный индикатор, принятый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он позволяет оценить шансы того или иного человека на занятость и влияние на нее таких факторов, как, например, иммиграция, уровень образования населения и другие.
– Взаимодействие в рамках ОЭСР дает возможность сравнить ситуации у нас и за рубежом по огромному количеству показателей. Рейтинг не главное. Мы – одна из самых высокообразованных стран в мире, но вопрос в том, как это обстоятельство сказывается на трудоустройстве, заработке, безработице и экономическом росте, – подчеркнул Марк Агранович. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев