Поиск - новости науки и техники

Внимание: тренд! Время растить инженеров-новаторов.

Университеты и работодатели бьют тревогу: Болонская система образования в России приводит к дефициту инженерных специальностей. Если ничего не менять, со временем кадровый голод будет только возрастать. Коснется он прежде всего высокотехнологичных отраслей, а значит, поставит под удар трансформацию российской экономики из сырьевой в цифровую, ведь для экономики знаний требуются в первую очередь высокопрофессиональные инженеры. 
Тесно работая с предприятиями Hi-Tech отраслей, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) уже ощутил, насколько остро Россия нуждается в квалифицированных кадрах. Запрос на них в вуз приходит от предприятий со всей страны. Для улучшения ситуации продвинутые фирмы начинают активно сотрудничать с вузом, где видят настроенность на результат. Так, руководство IT-компании “Элком+” убеждено, что для развития в России технологий цифровизации и повышения нашей конкурентоспособности на мировом уровне необходимы радикальные изменения всей системы образования. 
В разговоре начистоту ректор ТУСУР Александр ШЕЛУПАНОВ и гендиректор “Элком+” Евгений ТЕПЛЯКОВ обозначили свое видение проблем и путей по выходу из сложившейся ситуации.
В приоритете – инженер
А.Ш.: ТУСУР – практико-ориентированный вуз, поэтому мы всегда сориентированы на работодателей. Последние годы они сетуют на то, что компетенции бакалавров не всегда отвечают запросам современного производства: помимо хороших исполнителей наукоемкой, высокотехнологичной отрасли нужны инициативные и предприимчивые специалисты, способные самостоятельно предлагать и создавать новые технологии. 
Е.Т.: В этом можно обвинять университеты, но проблема гораздо глубже. Корни ее в Болонской системе, где на замену выстроенной пятилетней технологии обучения инженеров пришел четырехлетний бакалавриат. Если добавить к этому то, что первый семестр в университете уходит на “дотягивание” школьников до уровня, когда они способны воспринимать программы высшей школы, а также отнять от программы время, отведенное на подготовку диплома, то на реальное обучение остаются всего 2,5-3 года. Этого крайне мало, чтобы выпустить квалифицированного инженера. А специалитет, хоть и остался в ряде вузов, в том числе в ТУСУРе, но по числу специальностей мал. Магистратура в настоящее время все же больше нацелена на подготовку исследователя. Поэтому на практике мы видим существенное уменьшение количества выпускников вузов, с необходимой в нашей отрасли базой знаний. Так что если нельзя глобально изменить сложившуюся систему, то необходимо хотя бы расставить приоритеты: например, увеличить численность специалитетов – нельзя же конкурировать на международных рынках без высококвалифицированных инженерных кадров. 
А.Ш.: Университеты давно обеспокоены снижением интереса школьников к техническим наукам: что ни год, все меньше ребят сдают ЕГЭ по физике – предмету, необходимому для поступления на большинство технических специальностей. Поэтому, чтобы как-то исправить ситуацию, мы приняли решение о создании сети спецклассов ТУСУРа с физико-математической и информационно-технологической направленностью в Томске и Томской области, а также наладили работу профильных онлайн-классов. Цель – получить возможность во время обучения в университете уделять больше внимания именно формированию профессиональных умений и навыков, а также реализации студентами и школьниками реальных проектов по заданиям наукоемкого бизнеса в рамках группового проектного обучения – технологии, внедренной в ТУСУРе для развития очень важных в современной действительности навыков технологического предпринимательства – умения работать в команде, генерировать и воплощать в жизнь новые идеи, трудиться на стыках междисциплинарных областей.
Помимо этого, ТУСУР старается развивать интерес к техническим специальностям у школьников через проведение различных фестивалей, конкурсов, самый масштабный из которых – RoboCup Russia Open. Напомню, что в 2016 году ТУСУР выступил инициатором проведения в России национального этапа этого авторитетного международного соревнования по робототехнике и футболу роботов. С тех пор мероприятие успешно проходит в Томске, оно стало хорошим стимулом для ребят к изучению робототехники, электроники, мехатроники, физики, математики, механики, программирования. На соревнования в Томск съезжаются более 200 команд команд-участников не только из российских городов, но и из других стран. 
Не баллы правят балом
Е.Т.: Работодатели также готовы подключаться к тому, чтобы развивать мотивацию обучаться техническим профессиям еще со школы. Но в настоящее время в российских школах вместо того чтобы давать разностороннее образование – тогда есть надежда, что школьники глубоко будут понимать предметы, – в старших классах все основное время отдают целенаправленной подготовке к ЕГЭ. В итоге школьники “натаскиваются” на правильное прохождение тестирования, но не накапливают глубоких знаний. Это – главнейший минус ЕГЭ. Несомненно, у ЕГЭ есть и большой плюс – он предоставляет талантливым ребятам из любых населенных пунктов РФ равные возможности для поступления в престижнейшие вузы страны. Исправить ситуацию возможно, изменив систему.
А.Ш.: Несколько лет ТУСУР совместно с крупной компанией НПФ “Микран” и Томским физико-техническим лицеем (ТФТЛ) реализуют проект, направленный на то, чтобы не просто готовить квалифицированных специалистов для “Микрана” со школьной скамьи, а реально взращивать инициативных, талантливых и одаренных профессионалов, способных прийти и привнести новое знание на предприятие. Образовательный проект по созданию “сквозной” образовательной траектории “лицей – университет – предприятие” получил высокую оценку в нашем регионе. Представители “Микрана” утверждают, что совместная с ТУСУРом программа “сквозной” подготовки кадров для их компании оказалась успешной.
Е.Т.: Однако пока это – отдельный успешный проект, который может позволить себе крупная компания, имеющая значительные ресурсы, а необходимо создавать условия, чтобы в работу со школами вписывался и средний, и малый бизнес. Эта инициатива должна распространятся на все регионы страны. Мы готовы принимать участие в форумах, на разных площадках, в мероприятиях, которые организуют университеты в школах, чтобы рассказывать молодежи о том, чем занимается компания, какие продукты производит, на каких рынках работает, какие задачи решает. Надо подробно объяснять, кем у нас можно стать после обучения в университете, какие требования мы предъявляем к нашим сотрудникам. Это необходимо, чтобы правильно сориентировать молодежь. Главное, чтобы такие мероприятия проходили на постоянной основе: именно такую технологию совместно с ТУСУР сегодня реализуют заинтересованные участники – IT-компании, во главе которых стоят выпускники университета. 
Наша слава – выпускники
А.Ш.: Важным индикатором успешности вуза, на мой взгляд, выступают репутация выпускников и их успешность. И мы для себя видим основной задачей сохранить тот высокий уровень, каким он был на протяжении всего существования ТУСУРа. Решение ее, на наш взгляд, именно в тесной работе с выпускниками, нашими индустриальными партнерами, в построении и поддержке эффективного взаимодействия с бизнес-окружением университета. Сегодня в учебно-научно-инновационный комплекс вуза входят более 200 компаний наукоемкой индустрии, в большинстве созданных и возглавляемых выпускниками ТУСУРа, среди них и компания “Элком+”. Они участвуют в научной, образовательной, инновационной деятельности университета. И выполняют еще одну важную миссию – личным примером, своими историями успеха мотивируют нынешних студентов к достижению высоких результатов, созданию собственного наукоемкого бизнеса. Ведь многие годы развивая модель предпринимательского университета, нам удалось создать экосистему технологического предпринимательства. И реально давать примеры успешности многочисленных компаний, вышедших из стен университета. Мы уделяем особое внимание такой работе: в ТУСУРе успешно действует Попечительский совет, возглавляемый Е.Тепляковым, который состоит из инициативных и неравнодушных выпускников вуза – успешных бизнесменов, госслужащих, руководителей и сотрудников предприятий и высокотехнологичного бизнеса.
Е.Т.: Среди задач, которые решает совет, – повышение качества образования в вузе, определение перспективных направлений его развития, выстраивание отношений университета с бизнес-окружением и партнерами по высшей школе. Вместе в совете мы определяем задачи и те направления, на которые вуз и работодатель сообща оказывают влияние.
Пора меняться!
А.Ш.: Направления этой деятельности постоянно обсуждаются и совместно дорабатываются, актуализируются в соответствии с возникающими запросами. К наиболее важным сегодня относятся: практическое обучение студентов на реальных рабочих местах предприятия; проведение обучающих семинаров работодателями; участие представителей работодателя в итоговой аттестации выпускников вузов; стажировки преподавателей вузов на предприятиях; повышение квалификации представителей работодателя; обеспечение трудоустройства выпускников вузов. Конечно, такая работа в ТУСУРе уже ведется: вместе с самыми инициативными предприятиями-работодателями мы успешно взаимодействуем. Благодаря совместно работе только за последние годы созданы восемь базовых кафедр. Выстроенная система – практики, стажировки, работа базовых кафедр – позволяет минимизировать срок ввода новичков в активную работу в компании или на предприятии сразу после окончания университета. 
Е.Т.: И пока такие системы не будут выстроены по всей стране, проблемы с кадрами будут ощущать все компании независимо от того, государственные они или частные, в небольшом городе расположены или в мегаполисе. И для того чтобы изменить ситуацию, нужно меняться самим.
А.Ш.: Когда мы пришли к такому мнению, то запустили в ТУСУРе совместно с работодателями программу для решения этой проблемы. Однако своими силами все не одолеть – нужны глобальные изменения. Мы уже достаточно давно говорим о масштабировании нашего опыта практико-ориентированного обучения студентов – с изменением самого образовательного подхода – внедрением технологии проектного обучения, вовлечением в проектную деятельность студентов и школьников. Ежегодно такие команды реализуют в вузе 300 проектов. Очень важно, чтобы на выходе из университета студент смог предъявить работодателю не только диплом с хорошими оценками, но и обладал необходимыми для современного высокотехнологичного производства практическими навыками – умением инициировать и вести проект, браться за внедрение новых технологий, уметь выстроить траекторию движения от идеи до ее практической реализации. 
Е.Т.: Пример ТУСУРа – хороший опыт, но его недостаточно, чтобы покрыть потребности рынка. Необходимо этот тренд делать основным для высшей технической школы.
Материал подготовила Елена БЫСТРОВА
Фото Сергея ЗАХАРОВА

Нет комментариев