Растворяясь в технологиях. Художники объединили мир людей с миром машин.

Сегодня технологические новинки зачастую становятся основной темой для произведений искусства. Недавно открывшаяся в Фонде культуры “Екатерина” выставка с говорящим названием “Прорыв” — отличный тому пример. Художники в образной форме показали, как с приходом гаджетов меняется жизнь человека. 
Третий год подряд Takeda — крупнейшая японская фармацевтическая компания, ориентированная на передовые научные разработки, — реализует масштабный проект “Такеда. Боль и Воля”. Он нацелен на поддержку развития паллиативной помощи и новых технологий в медицине. В рамках этого проекта при содействии Московской государственной художественно-промышленной академии (МГХПА) им. С.Г.Строганова и Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена и проводится выставка.
“Прорыв”, по мысли организаторов, — это состояние современного мира. За последние 20 лет человечество продвинулось в технологиях дальше, чем за всю историю своего существования. Особенно это проявилось в медицине. И в своих работах одни участники выставки стремились показать, как с развитием технологий изменилась в лучшую сторону жизнь больных людей. Другие же обращали внимание на обратную сторону медали — на то, как человек незаметно для самого себя начинается растворяться в новом техногенном мире.
— Передовые разработки открывают новые горизонты во всех сферах человеческой жизни: в промышленности, коммуникациях, искусстве и медицине, — рассказал генеральный директор “Такеда Россия” Андрей Потапов. — Благодаря развитию медицины люди стали жить дольше, часть болезней ушла в прошлое, мы научились контролировать широкий спектр заболеваний — в этом и есть прорыв!
Всего в конкурсе приняли участие 220 студентов из 25 стран и 72 городов. Многие из них в прошлом победили страшные болезни, и это стало для них особым источником вдохновения.
Экспозиция “Прорыва” занимает два этажа. На первом — работы 70 начинающих художников. Среди них организаторы выставки отметили полотно под названием “Голубая кровь” студентки третьего курса художественного факультета Красноярского государственного института искусств Виктории Киридон. Художница изобразила фантазию на тему начала жизни: на картине — эмбрион, но не в утробе матери, а в наполненной жидкостью капсуле, в которой жизнедеятельность его организма обеспечивают роботы. 
Основная же экспозиция расположилась на втором этаже. Здесь, к примеру, можно посмотреть на авторские гаджеты Анастасии Алехиной, предвещающие новые технотренды в индустрии красоты (например, вживленные под кожу светодиодные “мушки”), на замысловатую “Голову без границ” Олега Тыркина. Чуть дальше — яркий триптих Аристарха Чернышева “Критически важное обновление”, главную роль в котором играет бюст-автопортрет автора, лицо которого все никак не может загрузиться. Инсталляция выполнена при помощи оригинальной технологии 3D-текстурирования. 
Очень впечатляет скульптура небесно-голубого цвета “Тело и вещество” из цикла “Токсикоз антропоцентризма” Дмитрия Каварги. Множество нитей, проводов и других элементов, причудливо переплетаясь, складываются в едва уловимое изображение человека, “потерявшего свою целостность” (согласно описанию автора). 
Выделяется среди других и еще одна работа — колонна из фиберглассовых яиц — лаконичная в своем исполнении скульптура “Овоид” известного художника Григория Орехова. Это его интерпретация бесконечной колонны Константина Бранкузи. Г.Орехов соединяет два всеобъемлющих символа и две чистых формы — яйцо и ось — в одном произведении. Колонна вырастает из пола и уходит в потолок. Яйцо здесь представляет душу философа, которая вот-вот должна появиться на свет.
— Современные технологии позволяют облегчить страдания, но и искусство обладает терапевтической функцией, — объяснил куратор проекта Михаил Сидлин. — Оно обращается к “вечным вопросам”, находясь на новом витке своего развития. В XXI веке искусство невозможно без обширного технологического багажа, а технологии — без эстетической фиксации. Точка сложного баланса “искусство — технология” и есть точка прорыва.
Выставка продлится до 10 января. С более детальным расписанием и ценами на билеты можно ознакомиться на официальном сайте Фонда культуры “Екатерина”.
Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев