Потерянный термин. Цифровой грамотности забыли дать определение.

Эксперты прогнозируют, что через 20 лет цифровизация образовательной отрасли приведет к тому, что число рабочих мест для учителей сократится на 40%, а профессия педагога, как и сама школа, заметно изменится. И процесс трансформации уже идет. Успешно ли? Это на площадке Российского университета дружбы народов (РУДН) обсудили участники Всероссийской конференции “От цифры к цифровой грамотности: задачи и решения” — представители Российской академии образования, Россотрудничества, Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий (ЦРГОПиИТ) и Московского центра технологической модернизации образования, а также преподаватели, методисты и аналитики из разных регионов страны. Мероприятие было организовано РУДН совместно с ЦРГОПиИТ.
Как сообщил директор Института непрерывного педагогического образования РУДН Андрей Ершов, для анализа реальной ситуации с развитием цифровой грамотности в регионах по запросу Минпросвещения большая группа экспертов провела мониторинг. В этом исследовании были задействованы специалисты из Самарской, Волгоградской, Челябинской, Свердловской и Томской областей, а также Санкт-Петербурга и Мордовии. Перед ними была поставлена задача изучить, как реализуются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), связанные с формированием цифровой грамотности, и подготовить соответствующие проектно-методические рекомендации. 
Результаты мониторинга на конференции представил проректор по информатизации и оценке качества образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Борис Илюхин. Он обратил внимание на то, что само понятие “цифровая грамотность” не определено в каких-либо нормативно-правовых актах РФ и четкого представления об этом термине в профессиональном сообществе нет.
— Можно ли отождествлять его с понятием “компьютерная грамотность”? Очевидно, нет, — считает Борис Илюхин. — В нашем понимании это — комплекс навыков (включая использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих успешность человека.
По его словам, анализ соответствия ФГОС тренду цифровизации в этой сфере и опрос специалистов органов образования в 51-м регионе страны показали, что “введенные в действие ФГОС не содержат конкретных форм и положений прямого действия в части установления смыслового термина “цифровая грамотность”. Иными словами, в стандартах это понятие отражено в незначительном объеме. Исключение составляет использование электронных образовательных ресурсов и цифрового оборудования. Недостаточная представленность в стандарте, считает проректор, фактически выводит цифровую грамотность за рамки образовательного процесса, а между тем она должна быть вписана в программу работы каждой конкретной школы, и эту задачу необходимо решать на региональном уровне. 
Эксперты также отметили слабую проработку методических материалов и сделали вывод о том, что необходимо менять подходы к повышению квалификации учителей. Нужно понять, каких конкретных компетенций не хватает каждому из них, и здесь может помочь добровольное тестирование. 
— Педагогам нужна система саморазвития, — заключил Борис Илюхин.
Советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля добавил, что в регионах следует сопоставлять результаты обучения детей и диагностики учителей. Подбор онлайн-курсов под конкретные лакуны с последующим прохождением обучения позволит формировать “цифровое портфолио” каждого учителя, строить траекторию его саморазвития. Преподаватель, по определению докладчика, в итоге перестанет играть роль “всезнайки”, основного источника знаний для учеников. Он превратится в постоянно совершенствующегося специалиста и наставника по поиску нужной информации, умелому ориентированию в ее потоках. Д.Гужеля высоко оценил способность российских педагогов к “расширению горизонтов” и отметил их стремление постоянно развиваться, “даже минуя официальные курсы повышения квалификации, из личных побуждений”. 
Что же в таком случае мешает нашим учителям реализовать потребность в новых знаниях и ликвидировать свою цифровую безграмотность? Среди прочих причин — недостаток свободного времени. Руководитель отдела профессионального развития педагогов и сетевого взаимодействия Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Наталья Амелина уверена: если освободить учителю пару часов на повышение квалификации, он станет самым продвинутым пользователем ИКТ.
Нынешние школьники, многие из которых владеют информационными технологиями куда лучше своих педагогов, похоже, более готовы к цифровой революции в образовании. Ведь они, как подметила заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета Елена Пучкова, приобщаются к ИКТ практически с рождения. Следует не запрещать детям пользоваться Интернетом, а учить их работать в Сети эффективно, без ущерба для своего развития, подчеркнула завкафедрой.
— С этими молодыми людьми мы сможем решить большой спектр задач, — уверена она. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев