С госпланом вернее. Потребности предприятий в кадрах нуждаются в уточнении.

Проблемы подготовки инженерно-технических кадров и создания высокопроизводительных рабочих мест в отечественной промышленности обсудили участники недавнего круглого стола в Общественной палате (ОП) РФ. Эта тема становится особенно актуальной в свете вступления России в ВТО, подчеркнул модератор заседания, руководитель рабочей группы ОП по модернизации Андрей Зверев. Он отметил, что именно от обеспечения кадрами высокотехнологичных отраслей экономики, включая оборонно-промышленный комплекс (ОПК) и машиностроение, зависит, насколько наша страна в ближайшее время будет соответствовать мировому уровню научно-технического развития.
Круглый стол состоялся по инициативе Союза машиностроителей России, ОП РФ и Общественного совета при Минпромторге РФ с участием представителей крупных бизнес-компаний, сферы ВПО, чиновников и экспертов. Главный вывод, сделанный ими на заседании, — без активизации взаимодействия вузов и предприятий кадровый вопрос не решить. На повестке дня остается проблема привлечения молодежи к техническим специальностям и обеспечения молодых специалистов рабочими местами соответствующего уровня. Представители производственных компаний поделились опытом работы с молодежью, рассказали о наиболее эффективных инструментах интеграции с учебными заведениями и академическими институтами.
Ректор Московского государственного технологического университета “Станкин” Сергей Григорьев обратил внимание на необъективную оценку реального положения дел как выпускниками вузов, так и работодателями. Первые нередко переоценивают свои возможности и компетенции, вторые завышают требования к молодым специалистам. Другая сторона кадровой проблемы высокотехнологичных отраслей — низкий уровень знаний абитуриентов. Ректор напомнил, что из выпускников московских школ лишь 20% сдают ЕГЭ по физике и только 4% золотых медалистов поступают на технические специальности. Вузы неточно оценивают реальные потребности в инженерных кадрах, нет надежного системного прогноза этих нужд, а также стратегического видения развития рынка труда. Не успевают за научно-техническим развитием промышленности методики обучения и компетентностный уровень преподавателей.
Сергей Григорьев отметил низкий уровень компенсации труда в машиностроении, в частности, при том, что от молодых сотрудников работодатели требуют соответствия современному высокотехнологичному производству. Кроме того, условия труда подчас достаточно тяжелые, а должностные обязанности четко не формулируются из-за недостатка профессиональных стандартов, совместимых с государственными нормами. Эти выводы руководитель “Станкина” подкрепил примером кадровой ситуации, сложившейся в ОПК. Работники до 35 лет составляют на предприятиях комплекса около 21% от общего числа, порядка 70% из них не намерены работать на его предприятиях постоянно. На специальности, вотребованные оборонзаказом, поступают только 20% студентов российских вузов, но лишь половина из них устраивается работать по профессии.
“Для реального решения стоящих проблем недостаточно односторонних усилий образовательных учреждений, которым пока сложно быстро адаптироваться к потребностям предприятий отрасли, эффективно отрабатывать в рамках образовательных программ ее актуальные запросы. В то же время предприятия еще не научились до конца на понятном вузам языке формулировать требования к компетенциям выпускников”, — считает Сергей Николаевич. Целесообразны, по его словам, три ключевых направления повышения эффективности взаимодействия. Необходимо создать систему координированного формирования компетенций специалистов машиностроения, которая должна быть структурирована по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки. Системным и инновационным должно стать и непрерывное образование инженеров. Кроме того, инженерное образование и работу на промышленных предприятиях следует активно пропагандировать в СМИ. Данный подход ректор предложил апробировать в форме пилотного проекта “на важнейшем направлении подготовки кадров, в рамках которого готовят будущих конструкторов и технологов, остро востребованных отраслью”.
Представив участникам заседания схему инновационного интеграционного центра, функции которого призваны удовлетворить потребности государства и предприятий в подготовке кадров, Сергей Григорьев подчеркнул, что особое значение следует придавать взаимосвязи со школами. Сегодня на базе “Станкина” создается центр технологической подготовки и образования школьников. Еще 10 таких центров будут созданы в крупнейших вузах Москвы. Надо отметить, что в ходе заседания речь шла как о современных мерах решения кадрового вопроса для приоритетных отраслей экономики, так и о “хорошо забытом старом”. Конечно, необходим системный аудит потребностей предприятий в тех или иных специалистах, работа в рамках кластеров, создание федерального центра по исследованию проблемы развития кадрового потенциала ОПК и ресурсных центров для подготовки студентов и аспирантов соответствующих специальностей. Но помимо этого участники говорили также о госплане подготовки научных работников и специалистов для высокотехнологичных отраслей, об открытии базовых кафедр вузов на производстве, системе обучения “завод — ВТУЗ”. Эти вопросы, в частности, были затронуты начальником отдела стратегического планирования и инновационного развития ОПК Александром Чижовым. Он также выразил мнение о целесообразности предоставления отсрочки от призыва в армию либо альтернативной службе для выпускников государственных вузов, в первую очередь обучающихся в рамках госплана. Государственные планы в ОПК, по его словам, формируются на основании заявок предприятий, поэтому отражают реальную потребность отрасли в специалистах. Представитель комплекса также сообщил, что опросы производственников подтверждают: необходимо внедрять подготовку кадров в рамках госплана не только по очной, но и по очно-заочной, а также по заочной формам обучения. “Это позволит совмещать работу с учебой, расширит возможность сотрудников предприятий учиться и будет способствовать закреплению их на рабочих местах”, — резюмировал он.
Как отметил в своем выступлении на заседании в ОП директор Института непрерывного профобразования Ижевского государственного технического университета им. М.Т.Калашникова Николай Сивцев, все развивается по спирали. Однако “на другой виток, на почву новых рыночных отношений, в чистом виде и без соответствующих проработок” то, что прежде приносило высокий результат, не вернешь. Поэтому и важны подобные обсуждения полученного опыта с участием специалистов и экспертов. А правительство, по его словам, реагирует и создает новые возможности, в числе которых директор назвал и фактическое возрождение старого доброго гособоронзаказа.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев