Маршрут шмеля. Генетики помогают энтомологам.

Группа специалистов из Северного (Арктического) федерального университета и Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики провела этим летом исследования фауны Исландии на примере шмелей — насекомых, необходимых для нормального существования экосистем и сельского хозяйства, в том числе выращивания кормовых трав в условиях Севера. Результаты работы опубликованы в известном международном журнале ZooKeys.
Происхождение фауны и флоры Исландии до сих пор недостаточно исследовано. Ряд ученых полагает, что все виды живых существ пришли на остров относительно недавно, после завершения ледникового периода. Другие считают, что некоторые живые организмы могли пережить ледниковый период на этом острове, например, на теплых участках около горячих источников.
Современные генетические методы дали возможность получить новые данные для решения этой загадки. Исследования подтвердили, что большинство видов исландских шмелей появилось на острове совсем недавно — с середины XX по начало XXI веков. Они являются представителями генетических линий, широко распространенных в Евразии.
Однако один из видов — шмель вересковый (bombus jonellus) — представлен на острове двумя генетическими линиями, одна из которых указывает на более древнюю миграцию. По мнению ученых, эти шмели могли попасть в Исландию вместе с викингами. В тот исторический период в Северной Атлантике курсировало большое число грузовых судов, на которых могли быть “безбилетные пассажиры”. Помимо шмелей с викингами расселялись некоторые другие животные, например, особая генетическая линия домовой мыши, найденная на Оркнейских островах.

Пресс-служба САФУ