Немного миног

Ученый из Биологического института Томского госуниверситета Юрий Дылдин в соавторстве с коллегами из университетов Чехии и США написал монографию, посвященную миноге — очень необычному представителю животного мира. Миногу относят к архаичной бесчелюстной группе, появившейся более 360 миллионов лет назад. Все представители этой группы, кроме четырех десятков видов миног и 76 видов миксин, вымерли.
Возраст миног установили по геологическим отложениям.  Самые древние находки относятся к Карбону (палеозойской эре). На многих территориях, включая Сибирь, численность и видовое разнообразие миноги заметно сокращается. Основная причина этого — деятельность человека. В январе монография об особенностях современного существования этого необычного класса хордовых змееподобных животных будет опубликована в американском издательстве Nova Science Publishers (Нью-Йорк).
— Информации о миноге пока крайне мало. Иногда ее называют рыбой, но это неверно. Этот хищник является самостоятельным классом, который насчитывает около 40 видов, — сказал Ю.Дылдин, работающий на кафедре ихтиологии и гидробиологии ТГУ и являющийся аспирантом Чешского университета наук о жизни. — В монографии мы собрали всю информацию по миногам, которые обитают в дальневосточных морях, омывающих остров Сахалин. Наряду с этим работа содержит полную информацию по всем их “собратьям” из Чехии.
Многие виды миног ведут паразитический образ жизни, присосавшись к лососевым рыбам. Питаясь соками жертвы, они передвигаются вместе с ней на значительные расстояния. Проходные миноги для размножения заходят в реки. Развитие у них происходит с личиночной стадией. Личинка — пескоройка — настолько отличается от взрослых особей, что до XIX века ее выделяли в самостоятельный род. Через несколько лет после рождения у нее происходит метаморфоз (превращение) в собственно миногу: появляются глаза и зубы.
Новые данные, изложенные в монографии, показывают, что даже в пределах Сахалина, где водятся тихоокеанские миноги, группы этих животных имеют явные отличия, причем не только внешние, но и по образу жизни. Не исключено, что видовое разнообразие миног в дальневосточных морях гораздо шире, чем принято считать. Чтобы выяснить это, необходимы генетические исследования.
— С моим научным руководителем профессором Карлова университета Любомиром Ганелем мы запланировали молекулярную экспертизу, которую проведут в Чехии высококлассные генетики, — рассказал Ю.Дылдин. — Туда будут доставлены особи миноги, пойманные летом 2018 года в бассейне Охотского и Японского морей. Надеюсь, что генетические исследования помогут решить и другой спорный вопрос — выяснить, пресноводные формы миног — это отдельный вид или все-таки одна из форм проходной тихоокеанской (дальневосточной) миноги.
Как отметил ученый, изучать животных этого класса нужно еще и для того, чтобы остановить сокращение популяции, которая просуществовала на Земле сотни миллионов лет. Последние 50-70 лет для проходной (морской) миноги выдались критическими — в результате активного строительства гидростанций и других сооружений ей перекрыли вход в реки, где у нее происходит размножение.
Так, в начале ХХ века в Сибири минога была привычным обитателем рек. По этой причине одному из ее видов было присвоено название сибирская. Сейчас даже в Оби, самой протяженной реке России, она практически исчезла, рыбакам по падаются одна-две особи в год. Исследования ученых-ихтиологов помогут сформировать рекомендации по сохранению уникального исчезающего класса животных.

Фото из архива сотрудника СахНИРО А.Великанова