Система создана. Идем дальше?

Подходит к завершению крупный межрегиональный проект “Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения”, реализуемый в рамках проектов Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

От идеи до проекта
Идея проекта была предложена главе государства еще в 2009 году, а ответственность за его выполнение возложена на Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Суперкомпьютерный консорциум университетов России. К настоящему моменту в реализацию проекта вовлечено более 600 человек из 62 высших учебных заведений России.
Напомним, за три года (проект стартовал в 2010 году) была сформирована инфраструктура из восьми Научно-образовательных центров в области суперкомпьютерных технологий (НОЦ СКТ), созданных на базе ведущих вузов — членов Суперкомпьютерного консорциума университетов России. Система НОЦ СКТ уже доказала свою жизнеспособность. Ее основные задачи: подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по приоритетным и перспективным направлениям суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения; повышение эффективности научных исследований; осуществление инновационной деятельности в научной и образовательной сферах совместно с организациями науки, промышленности и бизнеса — выполняются силами команды из более чем 30 российских университетов. За 2010-2012 годы создана основа системы воспроизводства высококвалифицированных специалистов, и за это время для экономики страны уже подготовлено более 2500 специалистов в области СКТ (о проекте и деятельности НОЦ СКТ см. http://hpc-education.ru, а также спецвыпуски “Просто супер!” на сайте https://poisknews.ru/special/super).
Подробнее о некоторых предварительных итогах проекта, проблемах, которые возникают перед его исполнителями, и перспективах продолжения данных работ рассказывает координатор проекта “Суперкомпьютерное образование”, заместитель директора НИВЦ МГУ им. М.В.Ломоносова, член-корреспондент РАН Владимир ВОЕВОДИН:
— Сформированная система НОЦ СКТ помогает решать как глобальные задачи подготовки специалистов в области СКТ, так и проблемы, возникающие в нашей повседневной работе. Например, если надо быстро собрать информацию, распространить ее, провести какие-либо мероприятия или обучение в регионах, получить отклик на ту или иную инициативу суперкомпьютерного сообщества — теперь все это можно делать с помощью системы НОЦ СКТ. Эта структура реально работает. Вот только один из последних примеров такой активности: для издаваемой в рамках Суперкомпьютерного консорциума университетов России серии книг “Суперкомпьютерное образование” потребовалось оперативно провести научное редактирование материалов. Распределили их по всем восьми НОЦ и быстро получили необходимый результат. Кроме того, это именно та работа, которую надо делать сообща.
Проблемы от востребованности
Еще весной на совещании исполнителей проекта “Суперкомпьютерное образование”, несмотря на то что уже на данный момент все показатели работ, согласно требованиям соответствующих инстанций, формально были выполнены, а финансирование закончено, мы установили новые индикаторы с превышающим значением, поскольку считаем, что неправильно прекращать начатую работу по подготовке СКТ-специалистов только потому, что все заданные показатели уже достигнуты. Надо двигаться вперед, и каждый НОЦ самостоятельно решает, как именно это должно происходить: будь то первоначальная подготовка СКТ-специалистов или подготовка ППС и пр.
Кстати, очередное совещание участников проекта запланировано провести в рамках Международной суперкомпьютерной конференции “Научный сервис в сети Интернет: поиск новых решений”, которая по традиции состоится в середине сентября в Абрау-Дюрсо (http://agora.guru.ru/abrau2012). Время до конца года еще есть, потому постараемся там кроме подведения некоторых предварительных итогов работ наиболее эффективно скоординировать свои действия по реализации проекта, обсудим возникающие проблемы и перспективы.
Проблемы есть, как без них. Одна — считаю, наиболее серьезная на сегодня — связана с… колоссальной востребованностью СКТ-мощностей. В наш НОЦ (“СКТ-Центр”, действующий на базе МГУ. — Прим. ред.) постоянно поступают запросы от промышленных и коммерческих компаний о возможности использования имеющихся в нашем распоряжении суперкомпьютеров. Это очень радует: собственно, именно такой активности со стороны промышленности наше суперкомпьютерное сообщество и добивалось не один год. Наконец-то отечественные производители осознали (хочется верить, что и с нашей помощью) потенциал использования СКТ-ресурсов. Но, не очень понимая, как именно его задействовать, не располагая соответствующими вычислительными комплексами и кадровым составом для внедрения новых технологий у себя, они обращаются к нам с просьбой о помощи.
Как пример: три месяца назад мы встречались с представителями РКК “Энергия”. У них есть колоссальная потребность в СКТ-ресурсах. Но содержать свой СКТ-центр накладно, да и не очень разумно, когда уже существует работающая инфраструктура. По характеру их деятельности им нужна именно аренда мощностей: договор иной формы — НИОКР или какой-то другой — они заключить не могут, возможно использовать только данную статью расходов. Как правило, аренда — наиболее востребованный формат такого взаимодействия. И вот тут оказывается, что никакой нормативно-правовой базы, как именно это сделать, не существует.
Неуместные аналогии
В нашем университете мы попробовали найти выход: приказом ректора была создана рабочая группа, чтобы провести расчеты, по какой именно стоимости мы могли бы при необходимости сдавать СКТ-мощности. Экономисты, бухгалтеры, планово-финансовый отдел потрудились, вроде все учли, даже составили образец договора. А вот юристы не согласились с результатами этой работы, потребовали принесите разрешение органов, обладающих для этого соответствующими полномочиями, которые подтверждаются лицензиями, сертификатами. Или представить как минимум три документально подтвержденных прецедента подобной деятельности в стране… Да где же их взять? Нет пока у нас таких сертифицированных организаций и прецедентов нет.
Как альтернативу юристы предлагают свою аналогию примеров такого взаимодействия: у вас есть помещение? вы сдаете его в аренду? Так публикуйте объявление, кто даст максимальную сумму, тому и сдавайте. Ах, у вас время сдается в аренду? Так воспользуйтесь вышеприведенной практикой: публикация объявления, проведение конкурса и т.д. И то, что там площади, а тут уникальное оборудование — в расчет не принимается. В общем, это, увы, тот случай, когда люди стоят стеной, но не каменной, а ватной…
Вот и получается, что сегодня при наличии всех супервозможностей НОЦ СКТ и при желании воспользоваться ими со стороны промышленности (чего мы так долго добивались) ситуация буксует. Мы всколыхнули экономику этим проектом, заказчики приходят, но легальных способов коммерческого использования СКТ-ресурсов, купленных за государственные деньги, не существует. При проверке соответствующими инстанциями у нас требуют показать, какие исследования ведутся. Показываем: вот работы в области вычислительной гидродинамики, криптографии, биоинформатики и пр. Сразу вопрос и претензия: а что же это у вас только одна фундаментальная наука? Государство вкладывало такие деньги, а вы ничего назад в промышленность не отдаете? А если ответить, что и совместные работы с промышленностью идут, сразу можно получить проблемы: на каком основании вы оборудование, купленное за госсчет, коммерческим компаниям предоставляете?!
С одной стороны, нас ругают, что у нас нет внедрения, использования в промышленности и коммерции. Но как только заходит речь о перспективных возможностях такого взаимодействия, сразу — вопрос: на каком основании? Замкнутый круг получается. Есть ли из него выход? Конечно, есть: требуется четкое решение на этот счет на уровне государства. Может, на уровне министерств — Минобрнауки или Минкомсвязи, того, кто будет курировать СКТ-область. Нужен совершенно четкий регламент для проведения таких работ. Необходимо определить ту организацию, которая будет сертифицировать данный вид деятельности. Кстати, существующий закон разрешает сдавать в аренду часть неиспользованного оборудования. Вот мы и попробовали представить расчет себестоимости: учли и стоимость оборудования, и электроэнергию, и амортизацию, и зарплату… Все, как говорится, по экономической науке. Если неправильно — поправьте! Мы готовы согласиться. Но и поставьте тогда штамп, что это легализовано, что это правильно. И дайте наконец нам свободу действий. А если будет решено, что нельзя использовать СКТ-ресурсы академических институтов и вузов для таких взаимодействий, тогда и не стоит требовать от нас окупаемости: не сможем мы ее дать. Нужна четкая нормативно-правовая основа, которая все разъяснит. Пока же это остается очень больным вопросом для всего отечественного СКТ-сообщества.
Продолжение следует?
Что касается планов продолжения самого проекта “Суперкомпьютерное образование”, пока сложно сказать что-то определенное. Как известно, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года заложены основные принципы и приоритеты модернизации базовых отраслей экономики и социальной сферы страны, основанные на инновационных моделях высокотехнологичных и наукоемких производств, требующих применения высокопроизводительных систем и технологий. Перед вузами-основоположниками суперкомпьютерного образования в России сегодня стоит задача интенсивной подготовки специалистов в области суперкомпьютерных технологий. Ее актуальность обусловлена исключительной важностью суперкомпьютерных технологий в повышении уровня технологического уклада, конкурентоспособности российской экономики и качества жизни населения страны. Еще до смены руководства Минобрнауки нами был составлен и представлен в министерство проект “Развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения” (“Суперкомпьютерное образование”) на 2013-2014 годы. В нем мы, как отечественное СКТ-сообщество, постарались представить свое видение дальнейшего движения. Считаем, что главное — обеспечить устойчивое развитие национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного ПО для научно-технологического комплекса России на основе развития инфраструктуры НОЦ СКТ, а также добиться расширения спектра образовательных программ с учетом потребностей инновационной экономики и решения задач по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, совершенствования учебных планов и программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Наши предложения включают целый набор взаимосогласованных задач, в частности развитие системы суперкомпьютерного образования для приоритетных направлений развития науки, техники и технологий; развитие инженерного образования в области СКТ для высокотехнологичных отраслей экономики; развитие системы дополнительного профессионального и непрерывного образования в области СКТ для естественных и социально-гуманитарных направлений; реализация сетевой системы профессионального образования в области СКТ; создание системы сертификации знаний в области параллельных вычислений и СКТ; разработка учебного и научно-методического обеспечения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области суперкомпьютерных технологий; развитие международного сотрудничества и академической мобильности в области СКТ; совершенствование просветительской деятельности и популяризация научных знаний и достижений науки и техники.
Если задачей первого этапа работ 2010-2012 годов было всколыхнуть сообщество, закрыть определенную базовую составляющую СКТ-образования, то в 2013-2014 и последующих годах основное внимание требуется уделить четкой специализации. Потому начинать необходимо с выработки предложений по расширению федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения для специальностей, отвечающих приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий. В частности, работ по анализу и формированию списка специальностей ФГОС третьего поколения с целью их расширения углубленным изучением СКТ, включая направления “Индустрия наносистем”, “Науки о жизни”, “Рациональное природопользование”, “Транспортные и космические системы”, “Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика”. Специалисты, которые будут готовиться университетами для той или иной области, должны понимать, какой потенциал может принести использование СКТ в их деятельности.
Отдельное очень важное направление — предложения и рекомендации по формированию учебных планов и программ переподготовки и повышения квалификации в области СКТ для системы инженерного образования. Необходимы проведение анализа и модернизация на этой основе учебных планов и программ по направлениям “Авиационная и ракетно-космическая техника”, “Металлургия, машиностроение и материалообработка”, “Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника”. В нашем сообществе есть свои лидеры для осуществления задуманного: ЮУрГУ, СПбГПУ, УГАТУ, другие отечественные вузы. Сейчас экономика требует использования СКТ-расчетов при проектировании практически любого сложного устройства. Будущие специалисты еще в ходе обучения должны понимать весь потенциал использования предметных пакетов ПО.
Важное направление — развитие системы дополнительного профобразования в области СКТ. Сегодня все стремительно меняется, потому столь важным становится требование “учиться всю жизнь”. Причем это касается и тех, кто уже трудится в науке, и тех, кто занят в промышленности. С моей точки зрения, одна из основных трудностей, которая мешает внедрять СКТ в промышленность, связана с тем, что многие с трудом переходят на новое: жили люди десятки лет без этого, на привычных ресурсах — трудились за своими “кульманами”, так с какой стати меняться? А может, они-то и хотят изменений, но кто-то не знает как, а кто-то еще не готов… Существуй постоянная система переподготовки в области СКТ, наверное, таких проблем было бы меньше, в том числе связанных и с переподготовкой ППС. В рамках проекта “Суперкомпьютерное образование” в 2010-2012 годах многое было сделано в этом направлении, но недостаточно для создания системы.
Далее в планах предлагалось создание сетевой системы профессионального образования в области СКТ как некоего скелета российского СКТ-сообщества. В частности, обеспечение внутрироссийской мобильности: люди должны общаться и понимать, что делают не только в соседней лаборатории, но и в другом городе. Касается это и создания совместных образовательных программ. Есть ли такие внутри России — не припомню, почему не постараться их сделать? Важный элемент этого же пункта — стажировки: студентам необходимо видеть, что творится в других местах и, самое важное, на производстве. Сегодня в учебных планах присутствует такое понятие, как производственная практика. Думаю, можно реализовать механизм стажировок как элемент производственной практики.
Формирование системы сертификации знаний в области параллельных вычислений и СКТ, разработка нормативного и методического обеспечения их деятельности — тоже одно из последствий той самой волны, что была поднята реализацией проекта “Суперкомпьютерное образование”. Идея организовать нечто вроде сертификации уровня знаний в области СКТ возникла давно. Уже разработана методика, как это можно делать, она прошла у нас первичную обкатку. Планируем представить результаты этой работы ректорам вузов — членов Суперкомпьютерного консорциума университетов России, чтобы они выразили свое мнение. И далее вести эту деятельность уже под эгидой консорциума. Причем вовсе не в качестве обязательного элемента, но, если кто-то захочет пройти сертификацию — студент, преподаватель, программа, вуз, милости просим. Такая сертификация обязательно должна быть, иначе мы никак себя не оградим от потока тех, кто говорит, что готовит специалистов в области СКТ, а на деле весьма далек от этого.
Были прописаны для работы в 2013-2014 и последующих годах мероприятия, связанные с международной активностью и академической мобильностью, с формированием системы просветительской деятельности и популяризации научных знаний и достижений суперкомпьютерных технологий для развития науки, техники, бизнеса, общества. Пока судьба наших предложений, отправленных в Минобрнауки, неизвестна, как и то, кто сегодня отвечает в министерстве за развитие информатизации отечественной науки и образования. Все исполнители проекта “Суперкомпьютерное образование” убеждены, что начатую деятельность необходимо продолжить, и готовы не только убеждать в этом соответствующие инстанции, но и активно работать на местах. Известно, что, как говорится, если человек чего-то захочет, он найдет 33 способа это сделать. А если нет — найдет 33 отговорки… Понятно, что без должной господдержки эффективно для страны существовать такая активность суперкомпьютерного сообщества не сможет. Финансирование же ее по остаточному принципу в условиях современной борьбы государств за экономическое лидерство на международной арене, по меньшей мере, несерьезно.

 

Спецвыпуск подготовила Нина ШАТАЛОВА
Фото Евгения СЫРОМЯТНИКОВА

Нет комментариев