Поиск - новости науки и техники

Подсчитаны риски

Большие данные позволили выявить, как, когда и где начинаются психические заболевания. Рассказывает Science News.
Анализ массива генетических данных о человеческом головном мозге позволил ученым по-новому взглянуть на биологические основы таких психических заболеваний, как шизофрения, биполярное расстройство и расстройства аутистического спектра. Как сообщает Science News, в рамках проекта PsychENCODE, запущенного Национальным институтом психического здоровья (National Institute of Mental Health) США в 2015 году, исследователи из 15 институтов проанализировали около 2000 посмертных образцов головного мозга от зародышевой стадии до взрослого состояния и представили результаты 11-ю статьями в специальном выпуске журнала Science и двух других изданиях. Авторы были нацелены на специфические гены и их регуляцию в процессе развития мозга, и благодаря такому подходу оценка генетического риска шизофрении и биполярного расстройства стала в шесть раз точнее, чем при использовании традиционного метода анализа известных вариантов генов, обусловливающих предрасположенность к этим заболеваниям, отмечает издание WebMD со ссылкой на руководителя исследования Марка Герштейна (Mark Gerstein), профессора медицинской биоинформатики Йельского университета (Yale University). Герштейн с коллегами также установили, что эти варианты генетического риска могут оказывать влияние на функцию генов как в самом начале развития мозга, так и в течение жизни, но главные сдвиги в активности генов происходят в двух основных точках: на этапе раннего пренатального развития и в подростковом возрасте.
Другая группа йельских ученых установила причину, по которой риск развития многих нейропсихических расстройств, таких как аутизм и шизофрения, со временем может изменяться. По данным, полученным в лаборатории профессора Ненада Сестана (Nenad Sestan), заболеют по мере развития мозга люди с генетической предрасположенностью к нейропсихиатрическим заболеваниям или нет, определяется различиями в типах клеток 16 участков головного мозга. Сестан с коллегами показали, что наибольшие различия в типах клеток и генной активности имеют место на ранних стадиях внутриутробного развития, к поздним срокам беременности и раннему детству эти различия сглаживаются, но снова возрастают в раннем подростковом возрасте. Это периоды существенных изменений в головном мозге, когда гены, связанные с риском развития нейропсихиатрических расстройств, имеют тенденцию к формированию отдельной сети в определенных участках мозга. Генетические модули, ассоциированные с расстройствами аутистического спектра, формируются на ранних этапах развития, а с шизофренией и невротизмом – значительно позже, у взрослых.