Спасение ясеня. Ученые объединились для борьбы с древесными вредителями.

Специалисты в области исследования и охраны лесов из России, Германии, Дании и США предложили создать международный консорциум для спасения ясеней.
Ясеневых лесов пока еще достаточно много в Северной Америке, Европе и Юго-Восточной Азии, однако в 90-х годах прошлого века в США и Европе у них объявились смертельные враги — ясеневая изумрудная узкотелая златка (маленький зеленый блестящий жук) и гриб вида Hymenoscyphus fraxineus, поражающий сначала листья и ветви, а потом ствол и все дерево. Вызванное грибом высыхание вершины ясеня называется “халара” (Halara). В Европе эта болезнь губит деревья на территории более двух миллионов квадратных километров — от Скандинавии до Италии. В США ежегодные потери от личинок ясеневой златки оцениваются до одного миллиарда долларов. Ясеню, а вместе с ним и множеству зависящих от него видов растений и насекомых угрожает вымирание.
До недавнего времени враги ясеня действовали каждый на своей территории, но несколько лет назад очаги поражения от того и другого пересеклись в европейской части России. Златка, которая родом из Азии, теперь продвигается все дальше на запад и, согласно прогнозам ученых, через несколько лет доберется до пораженных грибом ясеневых лесов Европы. С другой стороны, американским лесам, где златка до сих пор была основным губителем ясеня, по всей видимости, не избежать эпидемии халары.
По мнению специалистов в области лесной генетики, охраны лесов и окружающей среды ситуация принимает глобальный характер и требует неотложных мер на международном уровне. Как спасти ясень? Ученые сформировали список рекомендаций для двух областей — политики и науки — и опубликовали его в журнале Nature Ecology and Evolution.
Политические рекомендации касаются ужесточения и гармонизации мер фитосанитарного контроля, обучения и повышения осведомленности специалистов. Важную роль должны играть научно-обоснованные подходы к защите и восстановлению ясеневых лесов. В одном и том же лесу деревья очень отличаются по своей устойчивости к вредителям. Задача исследователей — обнаружить генетические маркеры устойчивости и разработать генетические тесты, позволяющие оперативно находить наиболее “стойкие” экземпляры ясеня и использовать их для восстановления лесов.
— Эта проблема хорошо иллюстрирует важность совместных международных исследований. В США есть опыт борьбы со златкой, в Европе — с грибом, но лишь в России — с обоими вредителями. Только объединенными усилиями можно спасти ясени. Их исчезновение катастрофически повлияет на биоразнообразие. С ясенем европейским, например, связаны более тысячи видов, включая растения, а также грибы, насекомых, птиц и млекопитающих. При этом в разных исследовательских группах уже есть научные разработки, которые можно использовать в борьбе с пришельцами. Большую роль должна сыграть геномика, позволяющая выявить генетические механизмы устойчивости и понять сложные взаимодействия в системе “паразит — хозяин”. Аналогичные исследования уже проводятся в СФУ и Красноярском научном центре СО РАН, — рассказал соавтор публикации профессор Геттингенского и Техасского университетов, ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН, руководитель Центра геномных исследований и лаборатории лесной геномики Сибирского федерального университета Константин Крутовский.
— Для борьбы с вредителями можно использовать биологические методы, — сказал другой соавтор статьи, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией лесной зоологии Института леса им. В.Н.Сукачева ФИЦ “Красноярский научный центр” СО РАН Юрий Баранчиков. — Например, в США работает целая фабрика по выращиванию паразитоидов ясеневой златки, завезенных из Восточной Азии. Паразитоид — организм, который проводит значительную часть своей жизни (в личиночной стадии), проживая внутри своего единственного хозяина, которого он постепенно съедает, тем самым убивая. Ежегодно миллионы мини-ос выпускаются в очаги златки. Показано, что они очень эффективно уничтожают их личинки, но лишь на молодых ясенях с тонкой корой. В Москве на златку переключился местный перепончатокрылый паразит — насекомое-наездник. Благодаря ему вредитель там почти исчез. Но это произошло лишь через 20 лет после появления златки. Необходимо выяснить, как можно сократить период привыкания паразитоида к новому хозяину.
Ученые уверены, что все научные предпосылки для спасения ясеневых лесов уже созданы. Не хватает лишь координации усилий исследователей, политиков, специалистов лесного хозяйства разных стран. Ею и должен заняться международный консорциум, созданный под эгидой соответствующих правительственных и неправительственных организаций Северной Америки и Евразии.

Наталия БУЛГАКОВА