Прок от паразитов. Гельминты могут быть союзниками человека.

О создании новых лекарств от аутоиммунных заболеваний, методах их диагностики и профилактики шла речь на курсах Академии по аутоиммунитету (SPBAA-2018), состоявшихся в Санкт-Петербургском госуниверситете.
“Сейчас создается молекула, основанная на производных гельминтов — глистов, — рассказал профессор Иегуда Шенфельд, руководитель лаборатории мозаики аутоиммунитета СПбГУ, основатель и руководитель израильского Центра аутоиммунных заболеваний. — Гельминты живут в нашем теле и не хотят его убивать, одновременно они воюют с иммунной системой, но, не уничтожая, а регулируя ее. Увидев это свойство, мы начали учиться у них и смогли выделить продукты гельминтов, которые в будущем позволят создать лекарство, модулирующее иммунную систему и помогающее бороться с аутоиммунными заболеваниями”.
Исследователи полагают, что этот препарат поможет победить все подобные недуги, включая системную красную волчанку, рассеянный склероз, ревматоидный артрит, — всего более 80 заболеваний, которые в той или иной мере затрагивают здоровье около 20% населения планеты, потому что механизм их возникновения аналогичен. На данный момент новые вещества показали свою эффективность в экспериментах на животных, поэтому следующим шагом ученых станет проведение испытаний на людях.
Напомним, что в 2016 году коллектив ученых СПбГУ под руководством выдающегося израильского врача и ученого профессора Иегуды Шенфельда выиграл мегагрант Правительства РФ, который позволил годом позднее открыть в Петербургском университете лабораторию мозаики аутоиммунитета. Сегодня исследования там ведутся в трех направлениях: в области изучения рассеянного склероза, аутоиммунных болезней щитовидной железы, а также саркоидоза.
“Саркоидоз известен уже без малого 150 лет, но это заболевание все еще остается для врачей загадочным, — отметил Леонид Чурилов. — Везде, где снижается заболеваемость туберкулезом, почему-то вырастает заболеваемость саркоидозом. И ни одна страна, в том числе Россия, не является исключением. Мы предположили, что саркоидоз, вероятно, имеет какие-то аутоиммунные механизмы. Сейчас мы их активно ищем”.
Обучение в рамках международной образовательной программы прошли более 200 действующих ученых, преподавателей и врачей-клиницистов, а также более 400 студентов, аспирантов и клинических ординаторов из различных вузов России и 10 других стран.

Пресс-служба СПбГУ