Поиск - новости науки и техники

Вровень с сильными. АИОР – полноправный член Вашингтонского соглашения.

На июньском заседании участников Вашингтонского соглашения (Washington Accord), которое прошло этим летом в Сиднее (Австралия) в рамках мероприятий Международного инженерного альянса (IEA Interim Meeting – 2012), Ассоциация инженерного образования России (АИОР) стала пятнадцатым полноправным членом этой авторитетной международной организации. Что означает это для отечественной высшей школы, рассказывает председатель Аккредитационного совета АИОР, проректор по образовательной и международной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета, профессор Александр Чучалин:

– Десять лет эксперты АИОР бились за создание и развитие национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов в области техники и технологий, соответствующей международным стандартам. Особенно напряженно работу вели последние пять лет, с 2007 года, когда АИОР, получив статус “Washington Accord Provisional Member”, активно совершенствовала структуру и нормативную базу Аккредитационного центра, критерии и процедуры его работы,  непрерывно при этом подвергаясь проверкам со стороны комиссий Washington Accord.
Вашингтонское соглашение было подписано в 1989 году профессиональными организациями, ответственными за аккредитацию инженерных программ в вузах развитых стран, таких как США, Канада, Великобритания, и ряда других. В последнее время полноправными членами Washington Accord были аккредитующие организации 14 стран, а среди ассоциированных членов числились организации Германии, Индии, России…
Участники Вашингтонского соглашения уже более двух десятилетий занимаются разработкой и совершенствованием международных стандартов инженерного образования в условиях развития науки, техники и технологий, непрерывного изменения требований к подготовке специалистов со стороны промышленности. Актуальный перечень основных требований к компетенциям выпускников инженерных программ (IEA Graduate Attributes and Professional Competences) был утвержден на Международном инженерном конгрессе в Японии в 2009 году. Позднее формулировки этих требований подверглись доработке и уточнению.
Требования Washington Accord к результатам обучения в вузах по инженерным программам формируются исходя из норм компетенций профессиональных инженеров, определяемых международной организацией Engineers Mobility Forum. Причем требования к выпускникам вузов – будущим инженерам – разрабатываются Washington Accord во взаимосвязи с требованиями к выпускникам колледжей – будущим техникам и технологам, которые определяются такими международными профессиональными организациями, как Dublin Accord  и  Sydney Accord соответственно. Согласованность международных стандартов подготовки специалистов в области техники и технологий на различных уровнях образования, а также требований к компетенциям профессиональных инженеров, техников и технологов является исключительно важным фактором развития инженерного дела в странах-участницах. Результат достигается тем, что все указанные организации входят в Международный инженерный альянс (International Engineering Alliance), координирующий аккредитацию образовательных программ в области техники и технологий в вузах и сертификацию профессиональных квалификаций специалистов, работающих на производстве.
На основе согласованных международных критериев организации-участницы Washington Accord оценивают качество инженерного образования и признают “существенную эквивалентность” аккредитованных инженерных программ, реализуемых в вузах стран – членов Вашингтонского соглашения. Высокое качество подготовки выпускников вузов по аккредитованным программам способствует их дальнейшей сертификации, профессиональной мобильности и успешному трудоустройству в странах-участницах International Engineering Alliance.
Например, в соответствии со стандартами Washington Accord, одним из основных критериев качества вузовских образовательных программ в области техники и технологий является требование подготовки выпускников к комплексной инженерной деятельности. Характеристики комплексной инженерной деятельности, требования к профессиональным компетенциям инженеров и соответствующим им атрибутам выпускников вузов изложены в основополагающем документе IEA Graduate Attributes and Professional Competences.
Сравнительный анализ требований этого документа, российских государственных образовательных стандартов (ГОС) второго поколения и действующих аккредитационных критериев АИОР показал, что международным стандартам Washington Accord вполне отвечают национальные требования к программам подготовки дипломированных специалистов. К такому выводу пришли международные эксперты на основе анализа нормативной базы, посещения ряда ведущих российских вузов и детального изучения аккредитуемых АИОР образовательных программ, их материального, методического и организационного обеспечения, оценки результатов реализации программ и изучения профессиональной карьеры выпускников.
После присоединения Ассоциации инженерного образования России к Washington Accord в качестве полноправного члена организации образовательные программы подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий в российских вузах, аккредитованные АИОР, получают международное признание. Это дает возможность выпускникам в перспективе пройти сертификацию и регистрацию в качестве “международных профессиональных инженеров” (International Professional Engineer, IPE) в регистре Engineers Mobility Forum, что значительно повысит их конкурентоспособность и профессиональную мобильность во всем мире.
В 2011 году российская высшая школа, в том числе национальная система инженерного образования, массово перешла на уровневую подготовку бакалавров и магистров по федеральным государственным стандартам (ФГОС) третьего поколения. Министерством образования и науки РФ утверждены новые ФГОС подготовки более чем по сотне направлений и специальностей, относящихся к области техники и технологий. Среди них большинство (около 60%) регламентирует подготовку бакалавров и магистров и лишь 40%   подготовку специалистов. Это означает, что через несколько лет начнется массовый выпуск бакалавров техники и технологий, которые придут на смену дипломированным специалистам, в настоящее время составляющим основу инженерного корпуса страны.
Массовый переход на уровневую систему подготовки бакалавров и магистров является серьезным вызовом национальной системе инженерного образования. На этот вызов техническим вузам необходимо своевременно и адекватно ответить разработкой в рамках новых ФГОС образовательных программ, которые обеспечат подготовку выпускников-бакалавров к комплексной инженерной деятельности.
Это вполне возможно, так как, согласно ФГОС, требования к подготовке бакалавров нового поколения стали более практико-ориентированными по сравнению с требованиями ГОС второго поколения. Программы бакалавриата по содержанию профессиональной подготовки приближаются к программам специалитета, что позволяет надеяться, что удастся решить основную задачу формирования у бакалавров в области техники и технологий компетенций, необходимых для ведения комплексной инженерной деятельности.
Сравнительный анализ структуры образовательных программ и требований ФГОС к результатам обучения бакалавров и специалистов по большинству технических направлений и специальностей показывает, что в части гуманитарных и социально-экономических знаний, а также естественно-научной и математической требования для подготовки их практически одинаковы. Отличия заключаются в профессиональном обучении и практике.
Требования ФГОС к профессиональной и практической подготовке бакалавров и специалистов отличаются по объему и содержанию. В образовательных программах для специалистов за счет большей длительности обучения значительное внимание должно уделяться специализированной подготовке, то есть ориентированной на конкретные виды, объекты и предметы инженерной деятельности. Планируется, что за счет более длительной практики специалист будет лучше подготовлен к работе на конкретном производстве, знать образцы используемой на промышленных предприятиях техники, владеть технологиями. В итоге должно сокращаться время адаптации специалиста на рабочем месте.
В образовательных программах для бакалавров также предполагается углубленная подготовка, в том числе связанная с профилем программы, однако в меньших объемах за счет меньшего срока обучения. Что же касается базовой подготовки бакалавров и специалистов в области техники и технологий к комплексной инженерной деятельности, то для большинства технических направлений и специальностей, согласно ФГОС, она планируется практически одинаковой.
Для оценки качества и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, которые в настоящее время разрабатываются вузами в рамках новых ФГОС по техническим направлениям и специальностям, АИОР скорректирует критерии и соответствующим образом согласует их с международными стандартами.
Такая работа уже проводится с 2007 года. Она была начата после утверждения Министерством образования и науки РФ концепции и макета ФГОС третьего поколения и присоединения АИОР к Вашингтонскому соглашению в качестве ассоциированного члена. Важным фактором, стимулировавшим эту работу, явилось также создание в 2006 году с участием АИОР Европейской сети по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE) в рамках развития Болонского процесса.
Эксперты АИОР еще в 2004–2006 годах совместно с экспертами профессиональных инженерных организаций Германии, Франции, Великобритании и других европейских стран, а также Федерации инженерных организаций Европы (FEANI) принимали активное участие в разработке европейских стандартов качества и аккредитации инженерного образования (EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Education). В 2006 году АИОР вошла в европейскую сеть ENAEE в качестве полноправного члена-основателя организации и была авторизована на присвоение “европейского знака качества” EUR-ACE Label аккредитованным программам российских вузов.
Стандарты EUR-ACE конкретизируют требования Dublin Descriptors и A Framework for Qualification of the EHEA, разработанные в рамках Болонского процесса, к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго уровней.
В результате сравнительного анализа требований EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и требований EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, применяемых в странах-участницах Washington Accord к бакалаврам в области техники и технологий, разработаны рекомендации для совершенствования аккредитационных критериев АИОР при введении в действие ФГОС третьего поколения.
Суть изменений в том, что новые критерии АИОР для аккредитации программ подготовки бакалавров и специалистов по техническим направлениям и специальностям в рамках ФГОС будут согласованы с требованиями EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, а для аккредитации магистерских программ   критерии, согласованные с EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes. При этом главным критерием обеспечения качества подготовки и тех и других должно стать требование подготовки их к комплексной инженерной деятельности. Для магистерских программ в данном случае необходимо считать основным критерием подготовку к инновационной инженерной деятельности.
Комплексная инженерная деятельность сложна и многокомпонентна, она охватывает широкий спектр решений различных инженерных и других задач в процессе проектирования, производства и эксплуатации технических объектов, систем, технологического оборудования. Подготовка к комплексной инженерной деятельности должна основываться на базовых и углубленных (бакалавриат) или специализированных (специалитет) математических, естественно-научных, социально-экономических и профессиональных знаниях, применяемых в междисциплинарном контексте.
Для подготовки бакалавров к комплексной инженерной деятельности в ведущих университетах мира реализуется концепция CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate), разработанная в Массачусетском технологическом институте (MIT) с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности. С 2012 года Национальный исследовательский Томский политехнический университет координирует сетевой проект BENG “Модернизация бакалавриата в области техники и технологий на основе международных стандартов инженерного образования”, в том числе CDIO. Проект финансируется Фондом “Сколково”, привлекаются международные эксперты, в первую очередь из MIT. В проекте участвуют ведущие национальные исследовательские университеты страны: ТПУ, МИФИ, МФТИ, МИСиС, ВШЭ и СГАУ им. С.П.Королева, обеспечивающие подготовку бакалавров в области техники и технологий по приоритетным направлениям Центра “Сколково”: энергетика, ядерная энергетика, информационные технологии, биотехнологии, авиация и космос.
Инновационная инженерная деятельность, характерная для магистров, основывается на глубоких фундаментальных и прикладных междисциплинарных знаниях. Она направлена на разработку и создание новой техники и технологий, обеспечивающих новый социальный и экономический эффект, а потому особо востребованных и конкурентоспособных. С 2010 года ТПУ ведет проект ECDEAST “Engineering Curricula Design aligned with EQF and EUR-ACE Standards” (европейская программа TEMPUS), посвященный проектированию магистерских инженерных программ в контексте участия России в Болонском процессе. Участниками проекта являются ТПУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, СПбГПУ, ENAEE, Европейская ассоциация инженерного образования SEFI, а также ряд европейских вузов.
В настоящее время оценку качества образовательных программ в области техники и технологий в российских вузах в рамках национальной системы общественно-профессиональной аккредитации АИОР производит с использованием девяти  критериев. Действующие требования к компетенциям выпускников образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов, соответствующих ГОС второго поколения, изложены в Критерии 5 “Подготовка к профессиональной деятельности”.
С учетом новых вызовов, связанных с массовым переходом национальной системы инженерного образования на уровневую подготовку бакалавров и магистров при сохранении специалитета в рамках ФГОС третьего поколения, уже разработан проект новых требований Критерия 5 АИОР. Требования к компетенциям специалистов, согласованные с требованиями EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, будут введены в действие при общественно-профессиональной аккредитации программ в российских вузах уже с 2013 года. Они будут применяться до 2016 года в отношении программ подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий, реализуемых по ГОС второго поколения.
Новые требования к компетенциям бакалавров, согласованные с требованиями EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, будут введены в действие с 2015 года, после первого выпуска бакалавров, подготовленных по программам в рамках ФГОС третьего поколения. Требования к компетенциям магистров в области техники и технологий, согласованные с EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes, будут применяться с 2013 года после первого выпуска магистров, подготовленных в рамках ФГОС.
Таким образом, в период массового перехода высшей школы России к уровневой системе высшего образования и внедрения ФГОС третьего поколения будет обеспечено международное признание аккредитованных АИОР образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по техническим направлениям и специальностям в рамках организаций Washington Accord и European Network for Accreditation of Engineering Education – мировых лидеров в области гарантий качества инженерного образования.
Новые требования Ассоциации инженерного образования России к уровневым образовательным программам в области техники и технологий, согласованные с международными стандартами, будут опубликованы в ближайшее время на сайте Аккредитационного центра АИОР по адресу: www.ac-raee.ru.

Нет комментариев