Виды на ингибитор. Новое соединение снизит последствия инфаркта и инсульта.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире. По оценкам ВОЗ, в 2016 году от ССЗ умерли 17,9 миллиона человек, что составило 31% всех случаев смерти в мире, причем 85% этих смертей произошли в результате сердечного приступа и инсульта.
Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) вместе с коллегами из США ищут новые соединения-ингибиторы для блокировки или замедления работы класса ферментов, которые запускают процесс смерти клеток в сердце и мозге при инфаркте и инсульте. В статье, опубликованной в журнале European Journal of Medicinal Chemistry, ученые приводят данные по 21 новому соединению, некоторые из которых продемонстрировали высокую биологическую активность. Ферменты выполняют в организме человека роль катализаторов, ускоряющих биохимические процессы. Почти все реакции в клетках происходят с участием специ-фических ферментов, влияние которых в ряде случаев можно блокировать или замедлить, используя ингибиторы. Для каждого фермента или их группы можно подобрать уникальный ингибитор — как ключ к замку. Исследовательская группа из Научно-образовательного центра им. Н.М.Кижнера ТПУ вместе с зарубежными коллегами работает с ферментами класса “киназы”, в частности, с JNK3, который действует в двух органах — мозге и сердце, участвуя в воспалительных процессах и процессе смерти клеток при инфаркте и инсульте. Чтобы снизить негативные последствия инфаркта и инсульта, необходимо блокировать работу этого фермента.
“Ранее мы уже обнаружили выраженные противоишемические свойства у соединения под условным названием IQ1, чему посвящен ряд публикаций. На основе этого соединения в Томском НИИ фармакологии идет создание противоинсультного препарата. И сейчас мы целенаправленно ищем аналоги этого соединения, с еще более высокой биологической активностью и лучшими показателями биодоступности, в частности, лучшей растворимостью в воде”, — сказал один из авторов исследования, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра им. Н.М.Кижнера ТПУ и ведущий научный сотрудник отделения микробиологии и иммунологии Университета штата Монтана (США) Игорь Щепеткин.
Поиск новых соединений происходил не случайным образом. Сначала ученые смоделировали соединения, которые теоретически могут стать “ключом”, блокирующим работу фермента JNK3, синтезировали их, а затем методом молекулярного докинга (“стыковки”) проверили их совместимость.
“Сравнение ферментов и их ингибиторов с замком и ключом хорошо описывает механизм их взаимодействия. Ингибитор входит в полость фермента (именно здесь происходят биохимические реакции, которые мы хотим заблокировать) и просто физически занимает это пространство. В случае с JNK3 молекула ингибитора должна быть плоской, с атомами кислорода и азота на полюсах. В этом исследовании мы синтезировали 21 новое соединение, которые отвечают требуемым параметрам. Все они в любом случае увеличат разнообразие органических соединений. Высокую активность показали два соединения, одно из них даже большую, чем IQ1. Это оксим триптантрина — производное триптантрина. Ингибирующая активность этого соединения ранее не изучалась”, — пояснил один из авторов исследования, профессор Научно-образовательного центра им. Н.М.Кижнера ТПУ Андрей Хлебников.
Исследования показали, что оксим триптантрина хорошо ингибирует JNK3 и при этом практически не связывается с другими ферментами.
“Это означает, что если это соединение в перспективе ляжет в основу противоинсультного препарата, он будет очень спе-цифичным, что в, свою очередь, означает, что его использование даст меньше побочных эффектов. Соединением уже заинтересовался Томский НИИ фармакологии и регенеративной медицины (он входит в структуру Томского национального исследовательского медицинского центра РАН — Прим.ред.) для дальнейших исследований”, — сказал говорит А.Хлебников.
Исследование получило финансовую поддержку Российского научного фонда.
Пресс-служба ТПУ