Территория истории. Ученые реконструируют средневековый город.

Специалисты Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) приступили к разработке дизайн-проекта Аланского христианского центра в Карачаево-Черкесии (КЧР). Идею его создания высказал летом прошлого года глава КЧР Рашид Темрезов  в ходе встречи с полпредом Президента России в СКФО Олегом Белавенцевым. 
Аланскими тропами
Один из самых интересных, информативных туристических маршрутов в регионе ведет в Нижний Архыз. Тут можно в полном смысле попасть из прошлого в настоящее и заглянуть в будущее. 
Автомобильная дорога петляет в межгорной котловине Архызского ущелья вдоль реки Большой Зеленчук. В начале пути туристы увидят самый большой в мире 600-метровый радиотелескоп Специальной астрофизической обсерватории РАН (САО РАН), а  проехав дальше, — верхушки телескопов Института прикладной физики Академии наук (правда, они заметны только при ясной погоде). Через несколько десятков километров путешественники начнут подъем по 526 ступенькам к лику Христа, нанесенному на скале. Неизвестно, чем руководствовался древний мастер, но место он выбрал удивительное: верхняя скальная терраса защищает изображение от осадков и палящего солнца. Икона многослойная, написана тремя основными красками на яичной основе — темно-красной, коричневой и белой. Специалисты считают, что наскальный лик очень схож с изображением Христа на Туринской плащанице. Раньше, чтобы его рассмотреть,  приходилось взбираться по крутой тропе, но несколько лет тому назад соорудили металлическую лестницу. С нее, кстати, открывается замечательный вид на ущелье. 
Еще несколько километров вверх по серпантину — и туристические автобусы сворачивают налево, к средневековому аланскому городу. Совсем рядом расположен научный городок САО РАН, а выше, на вершине горы, — главный инструмент обсерватории, самый большой в Европе шестиметровый оптический телескоп БТА. К нему путешественники обязательно поднимутся, узнают о его работе, прикоснутся к удивительным тайнам мироздания. Но это потом. Сначала — путешествие в далекое прошлое.
Бывая по работе в обсерватории, я обязательно выбираю время, чтобы побродить по “улицам” древнего города, постоять под сводами Северного храма, ощутить безмерность прошедших веков, восхититься гением зодчих,  имена которых канули в Лету, но творения их живы и по сей день. 
По мнению ученых, государство алан существовало с начала I тысячелетия новой эры. Наивысшего расцвета достигло к середине X века. Оно простиралось от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. Самих алан некоторые исследователи считают прародителями сразу нескольких народностей Северного Кавказа. Прекратило же свое существование древнее царство после сокрушительного нашествия Тамерлана в 1395-1396 годах. Столицей Алании был город Маас (или Магас). Исследователи предполагают, что Нижне-Архызское городище — как раз то, что от него осталось. Многое говорит в пользу этой гипотезы: обширность территории, многочисленность артефактов, найденных археологами, и три христианских храма  — Южный, Средний и Северный — возведенные в Х-ХI веках. Если бы город был рядовым, вряд ли бы его жители стали строить  сразу несколько культовых сооружений. Эти христианские храмы — одни из самых древних в России. Все три выполнены по архитектурным канонам Византии, откуда христианство пришло на территорию древней Алании. 
Здесь встречаются артефакты и более древних времен. Например, языческий сторожевой столб — менгир. Специалисты считают, что он служил дорожным указателем на караванных путях. Каменный круг,  по мнению ученых,  — это были солнечные часы. Можно увидеть половецкую “каменную бабу”, руины часовни X века и одиннадцати небольших фамильных церквей. А еще кузницу, каменоломни, остатки плавильных печей, гончарные мастерские, мельницы — свидетельства того, что город был не только духовным, но и ремесленным центром Алании. На территории городища исследователи зафиксировали памятники трех типов эпиграфики —  древнетюркской рунической, греческой и арабской куфической — что само по себе уникально. В городище есть синхронные (то есть созданные в одно время) погребальные памятники трех типов: скальные могильники, погребения в каменных ящиках и  склепах христианского некрополя. А вблизи комплекса проходит так называемая аланская тропа — древняя дорога, от которой сегодня остались вымощенные каменными плитами участки.
Из трех сохранившихся храмов только один — Южный (Ильинский) —  постоянно действующий. В ХIХ и начале ХХ веков на территории городища располагался Александро-Невский мужской монастырь, сегодня на его месте высится лишь остов здания, в котором жили монахи. 
Связать воедино
— Тот, кто хоть раз побывал на территории городища, поймет всю сложность нашей задачи, — говорит заведующая кафедрой дизайна Института сервиса, туризма и дизайна СКФУ доктор технических наук, профессор Галина Данилова-Волковская. — Восстановить в чистом виде византийскую стилистику нельзя — на территории сохранилось много артефактов других периодов. Выше Северного храма есть очень интересное место — зона разлома горных пород с очень интересными артефактами. Оно тоже будет включено в общий комплекс. Поэтому необходимо бережно объединить все это единым дизайнерским решением, не нарушая, а, наоборот, подчеркивая стилистику, колорит тех веков. Кроме того, на территории городища есть два небольших озерца, они должны органично войти в общий комплекс. Первоначальная задача нашей команды, состоящей из преподавателей кафедры, — сделать дизайн-проект территории. На следующих этапах планируется воссоздание внутреннего облика храмов. К работе, естественно, будут привлекаться реставраторы, историки, архитекторы. Предстоит детальное изучение грунтов, на которых стоят храмы. По первым впечатлениям они непрочные, скорее всего, просадочные. Об этом говорят потрескавшиеся стены и цокольный пояс зданий. Надо учесть, что кроме водоемов есть еще река, которая омывает городище: это означает, что грунтовые воды расположены близко к поверхности земли. Но особенно нас беспокоят фундаменты здания, в котором находились кельи. По моим первоначальным прикидкам, укреплять их придется изнутри, не разрушая стен и несущий каркас. 
— Лучше всего отреставрирован самый большой — Северный — храм, — вступает в беседу доцент кафедры Иван Чубенко. — Но и тут реставраторы сделали много ошибок. Например, при реконструкции части арочных проемов использовали современный кирпич, большой проем просто заложили. Все это, естественно, портит общую картину. Реставрация Среднего храма ограничилась лишь побелкой. Но наиболее сложным представляется восстановление действующей церкви в Южном храме. Во-первых, она неоднократно перестраивалась. В период существования мужского монастыря была соединена с кельями арочным пролетом, который разрушился. Документов, точно воссоздающих первоначальный вид храма, нет. Придется опираться на стилистику двух других церквей — они сохранились в первозданном виде. 
При въезде в музей появится автомобильная парковка, ко всем храмам протянутся мощеные дорожки. Планируется, что передвигаться по городу туристы будут на экологически чистом электротранспорте (подобный сегодня курсирует в Кисловодском курортном парке), на велосипедах и пешком. 
Трудоемкий, сложный творческий процесс запущен. К участию в нем помимо самых разных специалистов будут привлекаться и студенты старших курсов, что, по мнению Галины Даниловой-Волковской, благоприятно скажется не только на их профессиональном уровне, но и душевной организации.
Станислав ФИОЛЕТОВ
Фото автора и кафедры дизайна Института сервиса, туризма и дизайна СКФУ

Нет комментариев